Военное дело Скандинавии в эпоху викингов.
Разумеется, эпоха викингов охватывает собой не только Скандинавию, но англосаксонские и кельтские королевства в Англии, Франкию, Древнюю Русь, аланов и, конечно же, Византию – гордых наследников давно почившего Рима. В рамках одной заметки было бы трудоемко и утомляюще разбирать военное дело каждого из представленных в современной реконструкции «раннятины» регионов, а потому повествование будет разбито на смысловые части. И первый регион, военное искусство которого мы разберем, будет Скандинавия.
Военная организация сухопутной армии
Скандинавские воины организовывались в 2 основные формы:
Лёдунг: ополчение, состоящее из свободных мужчин. Характерно для VI-X вв., вплоть до организации государства в регионе. Так как в указанный промежуток времени Скандинавия не знала об этом социальном институте (или давно забыла, если рассмотреть теорию о державе Иклингов), лёдунг собирался в определенном регионе и только в случае большой военной угрозы или большого размаха будущего похода. Предводителем такого ополчения был обычно богатый и уважаемый человек из знатного рода – ярл, конунг.
Хирд: дружина. Классическая боевая единица, известная нам в родоплеменных обществах и ранних государствах. Есть конунг, ярл, хевдинг, король, который при себе держит постоянное число вооруженных людей – дружинников (хирдманнов). В обмен на снаряжение, питание, предоставление крова и доли добычи, дружинник обязан беспрекословно служить конунгу. Существовали дружины больших и малых конунгов, позднее дружины королей, а также дружины морских конунгов.
Скандинавы не обладали профессиональной армией, военной подготовкой каждый воин занимался индивидуально и обычно с самого детства. Старшие члены клана обучали молодых путем тренировочных боев. В почете были борьба и кулачные бои, развивающие силу и ловкость. Кроме этого, подрастающее поколение часто уходило со взрослыми мужчинами на охоту, где они обучались умению стрелять из лука, тренировали свою силу и выносливость, взбираясь по отвесным скалам шхер. Также физической подготовке способствовали катание на лыжах и импровизированных коньках, игра в мяч на льду (кнаррлейк) и плавание. Однако не только практикой ограничивалась военная подготовка. Молодые члены рода узнавали из саг военные подвиги деятелей прошлого. Они, конечно, могли приукрасить действительность, но из них подрастающее поколение узнавало о том, как драться так, чтобы победить, а слава предков и древних героев вдохновляли на подвиги.
И хирд, и лёдунг сражался фалангой – стеной щитов в несколько рядов. Однако, в отличии от классической греческой фаланги, строй у скандинавов не был единым и монолитным, а мог делится на несколько отрядов. Так, в битвах при Ашдауне, Меретуне (871 г.) и Корбридже (918 г.) было несколько отрядов, при этом один из них совершенно независимо от остальных находился в засаде. Несмотря на то, что скандинавы сражались преимущественно в пешем строю, изредка они использовали и кавалерию, о чем свидетельствуют битвы при Монтфауконе (888 г.) и Сулкуотсе (968 г.). Однако, это, скорее, было исключением. В силу того, что скандинавы предпочитали передвигаться по морской глади на быстроходных драккарах, перевозка с собой несколько коггов для транспортировки лошадей тормозила бы продвижение северных налетчиков. Несмотря на все трудности с транспортом, кони были желанным трофеем, что отмечает Англосаксонская хроника. Их использовали для передвижения, где было возможно, например, на равнинах Швеции и Ютландии. Также лошадь, а особенно боевой конь, были предметом почета и показывали статус человека.
Раз уж мы начали говорить про пехоту, то нельзя не обойти стороной пехотные построения. Снорри Стурлуссон, описывая приснопамятную битву на Стамфордском мосту, говорит, что норвежцы построились, держа щиты впереди и над собой. Скорее всего, знаменитый исландец писал о стене щитов. Также скандинавская пехота умела выстраиваться клином, кругом, дугой, и, как уже говорилось выше, стеной щитов для решения тех или иных тактических задач.
Специфическим приемом ведения боевых действий, характерным для скандинавов и англосаксов было т.н. «ореховое поле». Суть была в том, что обе стороны заранее договаривались о проведении битвы в назначенном месте, огороженном ветвями ореха. Бросившему вызов биться на ореховом поле нельзя было отказать и при этом нельзя было грабить его земли. Нам известно два случая, когда воюющие стороны прибегали к такому: в 937 г. королем Ательстаном (Эдельстаном) и в 978 г. Хаконом Сигурдссоном.
Военная организация флота
Одним из ключевых аспектов военного дела скандинавов был флот. Обладая мореходной традицией, восходящей еще к бронзовому веку, скандинавы на момент начала эпохи викингов были непревзойденными моряками. Значительная часть сражений эпохи викингов были морскими. И именно от них зависела судьба противостояния: Хафрс фьорд (872 г.), Сволдр (1000 г.), Нисс (1062 г.). Отличительной чертой морских сражений того времени было то, что в большинстве случаев старались превратить морской бой в сухопутный. Корабли для этого выстраивались клином или в линию, связывались веревками и соединялись настилами таким образом, чтобы между кораблями можно было передвигаться. Бой чаще всего велся у побережья в силу особенностей морских передвижений. Абордаж был основной тактикой уничтожения войск противника на корабле, которому предшествовал обстрел из всего, что было возможно – стрелы, дротики, камни. Однако флотоводцы использовали и тараны. Носы кораблей иногда обшивали «бородой» - железными шипами, чтобы усилить таранный удар и не допустить абордажа. Еще одним средством противодействия абордажу был сброс тяжелых камней на борт вражеского судна с целью утопления. Однако такую хитрость можно было применить только в случае, если борт корабля обороняющихся был выше борта атакующих. Так же, как и в античные времена, распространенным тактическим приемом был таранный удар носа по вёслам противника, чтобы обездвижить судно противника. Врагу оставалось либо отстреливаться, либо рассчитывать на парус.
Лагерь, перемещение и снабжение войск
В походе викинги передвигались преимущественно на кораблях, после ладейного хода войско старалось высаживаться в устье реки или на острове, откуда можно было бы легко сняться и снова продолжить путь. Если войско высаживалось на материке, то обычно старались огораживать лагерь хотя бы частоколом. В случае долгого пребывая укрепление снабжалось круглой насыпью, с деревянными стенами, дополнительно укрепленных щебнем и вырытым перед ними рвом. Часто такие укрепленные места становились базами для набегов уже вглубь территорий противника. Там же могли храниться добыча и припасы. Благодаря археологическим находкам, нам известно и о фортификации. Укрепления викингов представляли собой земляные насыпи с укреплениями на пологой вершине, порой даже с каменными стенами, о чем свидетельствуют остатки укреплений в современном Шлезвиге, строящиеся в VIII-IX вв. датскими конунгами для защиты от франков.
Серьезным военным преимуществом скандинавов был непревзойденный по тем временам уровень судостроения. Возможно, более хорошим флотом обладали только Византия и арабские государства. За счет кораблей скандинавские налетчики могли перемещаться на большие расстояния. Как показывает ладейный поход вдоль Ладожского озера, проведенный на драккаре «Скальд» в августе 2021 г. командой Павла Семёнова, в среднем, каждый день воины на судне могли преодолевать от 40 до 60 км. Если взять более опытную команду то, возможно, скандинавы могли преодолевать 70-80 км в день. Если они путешествовали в открытом море без стоянок, то расстояние может значительно увеличиться. Если взять за среднюю скорость движения драккара 10-15 км/час, то за сутки корабль мог преодолевать до 200-300 км за день, что делало их совершенно недосягаемыми для береговых сил обороняющихся (если они вообще были). Это делало попытки отразить натиск скандинавов заведомо сложной, почти невозможной задачей. С учетом тогдашней коммуникации было крайне затруднительно узнать, где именно высадятся норманны, и не уплывут ли они за пару дней в совершенно другое место. Передвигаясь по морю на кораблях, скандинавы предпочитали передвигаться на материке вверх по течениям рек, насколько это было возможно.
Так как Скандинавы не обладали профессиональной армией, ни о каком централизованном снабжении не могло идти и речи. Очевидно, что, уходя в набег, воины запасались некоторым количеством продуктов. Но когда запасы иссякали, обеспечение себя продовольствием зависело либо от грабежа окрестностей, либо от закупки необходимого у местных, если они могли дать достойный отпор. Грабеж был не только вынужденной мерой для снабжения, но и хорошим способом поднять свое благосостояние. Однако, не только сытый желудок гарантия боеспособности воина. Саги повествуют нам о том, что, снаряжаясь в поход, воины брали с собой наковальни (скорее всего эрзац-варианты) и кузнечные инструменты для ремонта оружия и доспехов. Возможно, не каждая дружина отличалась таким скрупулезным подходом к набегу, рассчитывая быстро вернуться домой и не сталкиваться с серьезным сопротивлением. Но, тем не менее, такие данные очень ценны для составления представления о том, как скандинавы отправлялись в поход.
Материал сообщества ВИК "Гуллинбурсти".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев