обмеров и проверки их результатов может превысить стоимость самих работ. Более того, в процессе строительства множество работ закрывается последующими и необходимость натурных обмеров часто приостанавливает работы. На практике натурными обмерами выполненных объемов работ часто пренебрегают, основываются на проектных данных, доверительных отношениях между подрядчиком и заказчиком, либо напротив, на излишних мероприятиях, занимающих время специалистов. В то же время применение технологий информационного моделирования (далее –
ТИМ) способно многократно увеличить точность расчетов, однако не может в полной мере решить указанные проблемы.
Применение сметы контракта позволяет сократить сроки проверок актов о приемке
выполненных работ по форме КС-2, однако при этом возникает множество рисков получения
претензий от контролирующих органов как к разработчикам сметы контракта, так и к подписантам форм КС-2. И в связи с отсутствием правоприменительной практики по вопросу оплаты по смете
контракта, а также некоторых временных послаблений в части проверок в процессе строительства, заказчики и подрядные организации нуждаются в теоретическом и методическом обеспечении для сокращения споров друг к другу, а также претензий от контролирующих органов.
Принцип усреднения. Принцип усреднения в ценообразовании в строительстве существует
абсолютно во всем, начиная с нормирования в правилах разработки сметных норм и заканчивая правилами исчисления объемов работ при расчетах с подрядчиком за выполненные работы. При оценке стоимости строительства на начальном этапе предварительной (предельной)
стоимости строительства применяется метод оценки по объекту-аналогу, а также расчет при
помощи укрупненных нормативов цены строительства (УНЦС), которые вместе с размерами
непредвиденных расходов также являются усредненными оценками.
Нормами изначально заложено усреднение ресурсов в каждой единичной расценке.
Учитывая, что сметные нормативы
разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются».
Сметные нормативы, выраженные в процентах, также являются усредненными. В связи со
значительной трудоемкостью учета множество затрат, в том числе лимитированных, берутся
усреднено в процентах к какой-либо нормируемой части прямых затрат – к фонду оплаты труда
основных рабочих, либо к итогам.
При отсутствии прямых и использовании применительных единичных расценок также
работает принцип усреднения. Усреднение также производится с округлением как при разработке сметных норм,
проектировании, так и при подсчете фактически выполненных объемов работ и составлении форм.
Для упрощения и облегчения расчетов округляются не только объемы работ, но и стоимость этих работ.
Принцип усреднения работает в обе стороны – где-то подрядчик уйдет в минус, где-то в
плюс, но в среднем – покроет свои затраты и выйдет на расчетную рентабельность.
Укрупнение. На данный момент в отечественном ценообразовании можно выделить два
уровня укрупнения при разработке детальных смет:
1. Укрупнение, заложенное нормами в элементных сметных нормах (единичных
расценках) при объединении операций и видов работ.
2. Укрупнение единичных расценок в комплексы при разработке сметы контракта.
В обоих случаях при укрупнении производится усреднение и объемов работ и необходимых
ресурсов.
Множество единичных расценок на сегодняшний день изначально имеют под собой
трудоемкость, которая не основана на точных измерениях по картам трудовых процессов.
Состав и количество «малоценных» сопутствующих материалов привязаны к единице
объема расценки (фактически к основному материалу) и их подсчет, как в проектной документации, так и при обмерах объемов фактически выполненных работ, за исключением отдельных случаев, не требуется. Также поставщики часто учитывают данные расходные материалы с привязкой к
основному, то есть принцип усреднения работает при расчете расхода основных и дополнительных материалов. После оплаты по смете контракта, разработанной по локальным сметным расчётам, несоответствующим рабочей документации, можно
получить замечания по нецелевому использованию бюджетных средств. Чтобы это исправить, необходимо откорректировать ЛСР, повторно пройти государственную экспертизу, переделать
смету контракта, а также сторнировать часть закрытых позиций. По данным причинам двойной или даже тройной работы с укрупнением и разукрупнением сметы контракта и подписанием дополнительных соглашений пока избежать невозможно.
Риски укрупнения единичных расценок в смете контракта.
Можно выделить следующие риски при укрупнении единичных расценок в комплексы
при разработке НМЦК и сметы контракта:
1. Нарушение правил исчисления объемов работ при замене единиц измерения единичных
расценок на другие в смете контракта.
2. Снижение или полная потеря контроля над видами работ, скрытых в комплексе.
3. Несоответствие фактически выполненных объемов работ проекту и смете (контракту).
Указанные риски, так или иначе, ведут к переплате подрядчику за фактически выполненные
работы и необоснованному обогащению со стороны подрядчика, а также нецелевому
использованию бюджетных средств, либо превышению служебных полномочий со стороны
заказчика. Также организации, осуществляющие строительный контроль все еще вынуждены
в своем штате держать специалистов-сметчиков для снижения данных рисков.
Изменение единиц измерения с укрупнением единичных расценок при разработке сметы
контракта может привести к нарушению правил исчисления объемов работ.
Риски несоответствия фактически выполненных объемов работ проекту и смете (контракту)
присутствовали как при работе по единичным расценкам, так и при работе со сметой контракта.
Можно выделить следующие способы сокращения трудоемкости по подсчету объемов
выполненных работ и решения указанных проблем:
1. Применение соответствующих типов контракта с полным разрывом поэлементной
стоимости инвесторской сметы с поэлементной стоимостью предложения (сметы) подрядчика.
2. Усреднение отдельных объемов операций (видов работ) в составе единичной
расценки способом типизации.
3. Применение комплексных расценок с привязкой сопутствующих объемов работ к основным.
4. Привязка стоимости косвенных (сопутствующих) видов работ к основным в
процентном соотношении.
5. Усреднение или ограничение стоимости через условия исчисления объемов работ в контракте.
6. Фиксация контрактом условий, по которым подрядчик вправе требовать пересмотра
цены, если стоимость работ увеличилась более чем на 10-15 % по причине увеличения объемов
работ.
Усреднение и точность при расчетах с подрядчиком. При использовании принципов
усреднения со всеми положительными моментами можно отметить и основной минус в виде потери точности, когда расчеты становятся в определенной степени приблизительными. Вместе с этим растут риски переплаты подрядчику за работы, которые он фактически не выполнял. Здесь необходимо понимать, что принцип усреднения работает в обе стороны. С одной стороны,
усреднение ограничивает возможности по оплате фактически понесенных затрат подрядчиком, которые он в одном месте превысил, а с другой стороны, он также зафиксировал некие объемы и ресурсы, которые он определенным образом сэкономил.
Однако, даже без использования принципа усреднения и более точного подсчета объемов
выполненных работ, риски ошибок в процессе промежуточных (периодических) платежей
возможны и происходят постоянно.
Концепция отечественного ценообразования и расчетов в строительстве с проверкой
соответствия фактически израсходованных подрядчиком ресурсов не отвечает сразу нескольким признакам рыночной экономики – о свободном ценообразовании, конкуренции и минимальному государственному участию. Приведение положений ст. 709 ГК РФ в части формирования цены в соответствие с рыночными принципами позволит провести четкую грань между двумя разными подходами в контрактации и расчетах – оплата по твердой цене (по согласованным единичным расценкам, или паушальной сумме) и оплата по приблизительной, или свободной цене (с
компенсацией издержек подрядчика и причитающегося ему вознаграждения).
Понимание и принятие принципа усреднения в ценообразовании должно
открыть дорогу его более широкому использованию на всех этапах инвестиционного проекта, а также применению альтернативных типов контрактов и способов расчетов с подрядчиком.
Кроме того, гармонизация законодательства и стандартов в данной сфере с установлением
четких правил может сделать систему прозрачной и понятной для всех участников строительства, тем самым сократит ошибки в расчетах и соответственно снизит споры и претензии контролирующих органов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев