Renault FT (ранних выпусков)
Классификация
лёгкий танк/пехотный танк
Боевая масса, т
6,5 (пулемётный)
6,7 (пушечный)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 2
История
Производитель
Заводы Renault, Berliete, SOMUA, Delaunay-Belleville
Годы разработки 1916—1917
Годы производства 1917—1918
Годы эксплуатации 1917—1945
Количество выпущенных, шт. более 3800
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 4100, 4960 с «хвостом»
Ширина, мм 1740
Высота, мм 2140
Клиренс, мм 410
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 16 / 17°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 16 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 16 / 30°
Борт корпуса, мм/град. 16 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 16 / 0°
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 8 / 65—90°
Лоб башни, мм/град. 16 / 12°
Маска орудия, мм/град. 16
Борт башни, мм/град. 16 / 12°
Корма башни, мм/град. 16 / 12°
Крыша башни, мм/град. 8 / 73—90°
Активная защита отсутствует
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм «Гочкисс» SA18 (пушечная версия)
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 21
Боекомплект пушки 237
Углы ВН, град. -20…+35
Прицелы телескопический
Пулемёты
1 × 8-мм «Гочкисс» mod.1914 (пулемётная версия)
Подвижность
Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 39
Мощность двигателя, кВт 29
Скорость по шоссе, км/ч 7,8
Запас хода по шоссе, км 65
Удельная мощность, л. с./т 5,8 (пушечный вариант)
Тип подвески блокированная, на листовых рессорах
Ширина гусеницы, мм 324
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,60
Преодолеваемый подъём, град. До 45
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 1,35 1,8 (с «хвостом»)
Преодолеваемый брод, м 0,7
Разработан в 1916—1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000. Модифицированный вариант выпускался также в Советской России под названием «Рено русский». Танк применялся в локальных конфликтах вплоть до конца 1940-вых годов
Разработка нового лёгкого танка была начата в мае 1916 года известным автомобильным производителем Луи Рено. Есть свидетельства о том, что сам Рено занимался предварительной разработкой проекта танка, так как не был достаточно уверен, что верное соотношение мощности и веса машины может быть достигнуто для среднего танка, запрашиваемого армией. Заключительные чертежи проекта подготовил один из самых талантливых проектировщиков Рено — Родольф Эрнст-Мецмаир.
Несмотря на то, что проект танка Рено был намного более прогрессивным, чем первые два французских танка (CA-1 Шнейдер и средний Сен-Шамон), у Рено поначалу были проблемы с утверждением проекта командующим французскими танковыми силами полковником (позже генералом) Жан-Батистом Эженом Эстиенном (Jean Baptiste Eugène Estienne). Даже после первого использования танков англичанами 15 сентября 1916 года, после которого французам потребовалось внедрение собственных танков, производство лёгкого танка было почти отменено в пользу сверхтяжёлого танка (более поздняя разработка Char 2C). Однако, при активной поддержке Эстьенна, а затем и французских главнокомандующих, которые рассматривали лёгкие танки как более выполнимый и реалистический выбор, Рено наконец смог продолжить разработку своего танка. Но всё равно соревнование с Char 2C длилось до самого конца войны.
В первой половине 1917 года опытный образец танка медленно совершенствовался, однако проблемы с ремнём привода вентилятора и с системой охлаждения у FT -17 сохранилась до конца Первой мировой войны. В 1917 году было произведено всего 84 танка, но до конца войны было поставлено 2697 машин. По крайней мере, всего было произведено более 3177 танков, некоторые оценки указывают до 4000 танков, всех модификаций. Однако цифра 3177 — общее количество танков, поставленных французской армии; ещё 514 танков были, возможно, непосредственно поставлены армии США, 24 — в Великобританию и три — в Италию. Таким образом, вероятное полное количество выпущенных танков составило 3694 единиц. Сначала, у танка была круглая башня, позже — восьмиугольная башня. В последних модификациях танк имел скруглённую башню (называемой башней Жиро, по названию одной из многих фабрик, на которой выпускались), изготавливаемую из листовой стали. На последние две модификации танка могли устанавливаться орудия Puteaux SA 18 или 7,92-мм пулемёт Гочкиса. В США была построена по лицензии немного изменённая версия Шеститонный танк или M1917 (всего 950 танков, из них 64 единицы до конца войны, но ими не успели воспользоваться, из-за устаревания конструкции).
Использование
• Бельгия — 54 шт.
• Бразилия — 40 шт.
• Великобритания — лицензионные американские
• Германская империя — использовались как трофеи
• Третий Рейх — использовались как трофеи под названием Pz.Kpfw.17R 730(f) или Pz.Kpfw.18R 730(f) — около 500 шт.
• Испания — в 1922 году из Франции поставлены первые 12 шт., в 1925 году — ещё 6 шт., всего к началу июня 1936 года было получено 90 шт. (из которых к началу гражданской войны оставались боеспособными 10 или 12). После начала войны республиканцам достались 6 FT в Мадриде, франкистам — 8 FT в Сарагосе[5]
• Италия — 7 шт., затем выпускалась собственная модификация FIAT 3000
• Канада — лицензионные американские
• Китай — один/два десятка
• Литва — 12 шт. пулемётных FT были получены в 1923 году, их перевооружили 7,92-мм пулемётом MG 08; в 1940 году они были переданы в состав РККА. По состоянию на 22 июня 1941 года в составе 202-й моторизованной дивизии 12-го механизированного корпуса РККА числились 6 неисправных литовских FT
• Нидерланды — 2 шт.
• Польша — 174 шт. (во второй половине 20-х годов часть польских FT в ходе модернизации получила новые траки и измененную конструкцию ленивца)
• Россия (белое движение)
• Румыния — 74 шт.
• Советский Союз — трофейные белые, польские и литовские экземпляры; также выпускалась собственная модификация «Русский Рено»
• США — 514 шт, затем выпускались по лицензии под названием М1917
• Финляндия — 32 шт.
• Франция — 3737 танков 1917—1940 гг.
• Чехословакия — 7 шт.
• Швейцария — 5 шт.
• Швеция — модификация NC27 (NC1) куплена для испытаний
• Эстония — 12 шт.
• Югославия — в 1920-е годы куплены 48 шт. FT, которые оставались на вооружении до немецкого вторжения в Югославию весной 1941 года
• Японская империя — в 1922 году во Франции куплена партия FT (которые поступили на вооружение под наименованием тип 79 «Ко-Гата») в конце 1930-х годов в Китае были захвачены ещё три взвода FT (танковая рота французской армии), которые передали на вооружение японских оккупационных войск в Китае.
В 1919 году в Польской Армии генерала Халлера во Франции образован 1 полк танков, оснащённый 120 танками FT (четвёртое место в мире относительно имеющихся броневых сил). В июне 1919 полк танков вместе с армией генерала Халлера вернулся в Польшу, со всем оборудованием; участвовал в советско-польской войне.
В 1919 году шесть танков были захвачены красноармейцами под Одессой у экспедиционного корпуса стран Антанты. Один танк был направлен в Москву и по распоряжению Ленина на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и бронёй Ижорского завода под именем «Борец за свободу товарищ Ленин», иногда обозначаемый как первый советский танк «М». Правда, в пути некоторые детали были утеряны, поэтому некоторые агрегаты, например, коробку передач, пришлось конструировать заново.
Задачу удалось выполнить, но лишь отчасти: было построено всего 15 экземпляров, причём, по заключению одной из комиссий, они были «неудовлетворительны по качеству, неудобны по владению оружием, частично совершенно невооружены».
Первые танки попали в Японию уже вскоре после окончания Первой мировой войны. Первым японским танком стал прибывший в октябре 1918 года британский Mk.IV, за которым в 1919 году последовали приблизительно 6 Mk.A «Уиппет» и 13 французских FT, получивших в Японии обозначение «Ко Гата Сенша»
На 1920 год Франция располагала 9 полками трехбатальонного состава.
FT активно применялись Испанией в Марокко в ходе Испано-франко-марокканской войны 1921—1926 гг. Несколько десятков FT были закуплены во Франции, первая партия танков поступила летом 1922 года. 10 оставались исправны ко времени франкисткого мятежа в июне 1936 года. Ещё 64 закуплены в Польше «для Уругвая» и доставлены в Бильбао 8 ноября 1936 — 31 марта 1937 года на трёх судах.
Даже в конце 1930-х годов FT оставался пригодной к боевым действиям бронемашиной. По состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A и Ausf.B, что составляло 46,4 % всей бронетехники Панцерваффе. Поэтому даже безнадёжно устаревшие к тому времени FT, имевшие пушечное вооружение, имели в бою преимущество над ним и были вполне пригодны, в условиях грамотного использования для применения в качестве истребителя танков. Однако следует учесть, что немецкие Pz.Kpfw.I, хотя всё ещё использовались Вермахтом в значительных количествах, уже уступили роль основного танка значительно более боеспособным Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.III и поступившим в ещё мелкосерийное производство Pz.Kpfw.IV.
К началу Второй мировой войны FT состоял на вооружении в армиях ряда государств, в том числе Франции и Польши. Польская армия к 1939 году имела 102 танка этого типа. 12 этих танков поляки использовали при обороне Брестской крепости в сентябре 1939 года и смогли даже отбить первый штурм немцев, хотя и потеряли все танки.
32 танка состояли на вооружении Финляндии и принимали участие в завершающих этапах Зимней войны, хотя больше как неподвижные огневые точки.
После капитуляции Франции летом 1940 года, французские танки поступили в распоряжение немецкого военного командования. Трофейные французские танки использовались Вермахтом как учебные машины, а также для тылового патрулирования, антипартизанских операций и охраны аэродромов. Небольшая часть танков осталась во Французских колониях, которые подчинялись прогерманскому режиму Виши. В частности в Марокко французские FT состояли на вооружении 62-го и 66-го танковых батальонов. В Алжире в 64-м танковом батальоне. 6 танков этого типа было в Мадагаскаре, но техническое состояние позволяло использовать их только как неподвижные огневые точки.
По состоянию на начало апреля 1941 года, перед началом немецкого вторжения в Грецию, 11 танков FT оставались на вооружении греческой армии.
Танки применяли во время Парижского восстания против немецких оккупантов в августе 1944 г. И в столкновении между китайскими и японскими войсками у Ханойской крепости в августе 1945 года.
Нет комментариев