❗Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита прав и свобод, а также возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46, статья 53 Конституции Российской Федерации).
Указанные положения позволяют гражданам и юридическим лицам обжаловать практически любое действие или бездействие государственного или муниципального органа (их должностных лиц) в случае, если заинтересованное лицо полагает, что соответствующими действиями (бездействием) нарушены его права. Порядок такого обжалования регламентирован Кодексом административного судопроизводства РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
💡Незаконным бездействием признается не любое несовершение государственным органом ожидаемых от него действий в интересах истца, а лишь неисполнение обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия данного государственного органа.
Сложность в определении законности бездействия государственного органа возникает в случаях, когда нормативные акты позволяют государственному органу проявлять усмотрение в принятии управленческого решения и не содержат императивного предписания о необходимом варианте поведения в конкретной правовой ситуации. В таких условиях судам предписано исходить из соответствия выбранного решения целям, установленным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, а также учитывать, была ли соблюдена при принятии решения полная и всесторонняя оценка фактических обстоятельств ситуации.
За исключением случаев, прямо предусмотренных законом, не допускается также формальное бездействие государственного органа, например в форме отказа в предоставлении гражданину либо юридическому лицу какого-либо права лишь с целью удовлетворения процедурных требований, если положительное решение, действие могло быть принято, совершено без их соблюдения.
📍Особенностью рассмотрения данной категории дел является возложение обязанности доказывать законность оспариваемого бездействия на ответчика а не на истца, в также активная роль суда, который, не будучи связан основаниями и доводами заявленных требований, обязан самостоятельно установить все имеющие для правильного разрешения дела обстоятельства.
На примере судебной практики Правительства Новосибирской области можно заключить, что независимо от содержания доводов заявителя частой причиной отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия государственного органа является выбор высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в качестве ответчика по делам, которые касаются компетенции иных исполнительных органов Новосибирской области.
🔎Вместе с тем, деятельность органов государственной власти субъектов Российской федерации строится на основании принципа самостоятельного осуществления органами публичной власти своих полномочий, в силу которого каждый государственной орган наделяется в установленном порядке собственной компетенцией, от своего имени может выступать истцом и ответчиком в суде. Полномочие высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации обеспечивать исполнение федерального и регионального законодательства на соответствующей территории и согласованную деятельность иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации не означает возможность данного органа нести ответственность за действия либо бездействие государственных органов специальной компетенции.
#такиедела #судебнаяпрактика #минюст
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев