Заявитель, проходивший военную службу в должности заместителя командира по воспитательной работе и в воинском звании «майор», в апреле 2004 г. был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта. С июня того же года он был исключен из списков личного состава воинской части с постановкой на учет в военкомате г. Симферополя Республики Крым.
26 сентября 2022 г. призывной комиссией по мобилизации граждан заявитель , достигший на тот момент возраста 51 год, был призван на военную службу и назначен на воинскую должность начальника штаба – заместителя командира воинской части. Позже он обратился к командованию с рапортами об увольнении со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, после чего, с учетом решения аттестационной комиссии воинской части, был представлен к увольнению. Однако письмом начальника Управления кадров командиру воинской части сообщено об отсутствии оснований для увольнения заявителя с военной службы в связи с недостижением им предельного возраста пребывания в запасе.
В связи с этим заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании уволить его с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на службе, а также об оспаривании бездействия командующего . Решением Крымского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2022 г. было отказано в удовлетворении требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции. По мнению судов, при решении вопроса о возможности увольнения с военной службы по возрасту в период мобилизации следует исходить из того, достиг ли военнослужащий предельного возраста пребывания в запасе, установленного ст. 53 Закона о воинской обязанности и военной службе и составляющего для майоров, относящихся к первому разряду, – 55 лет, ко второму разряду – 60 лет, к третьему разряду – 65 лет. Поскольку заявитель данного возраста не достиг, оснований для увольнения его с военной службы по возрасту не имеется, посчитали суды. Данные судебные акты оставлены без изменения кассационным судом, а Верховный Суд отказал в рассмотрении кассационной жалобы военнослужащего.
❗В жалобе в Конституционный Суд РФ заявитель указал, что ст. 53 Закона о воинской обязанности и военной службе не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой она предоставляет судам и иным правоприменительным органам широкие пределы усмотрения при применении закона либо возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в том числе при решении вопроса об увольнении военнослужащего, призванного по мобилизации. Конкретно речь идет о возможности использования в качестве основания для увольнения мобилизованного по подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» не предельного возраста нахождения на военной службе, предусмотренного ст. 49 названного закона, а предельного возраста пребывания в запасе, установленного оспариваемым законоположением.
ПОЗИЦИЯ КС РФ
Несмотря на отказ в удовлетворении жалобы по причине того, что заявитель по сути оспаривал правильность выбора и толкования нормы, подлежащей применению с учетом фактических обстоятельств дела в период частичной мобилизации, Конституционный Суд РФ сформулировал крайне важные законоположения на будущее:
✅Согласно ч. 1–2 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон о воинской обязанности и военной службе.
✅В период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы в период мобилизации. Тем самым предполагается установление специального правового регулирования отношений по реализации воинской обязанности и прохождению военной службы в период мобилизации, которое должно учитывать в первую очередь необходимость поддержания такого уровня комплектования Вооруженных сил РФ кадрами, который обеспечивал бы сохранение боеспособности воинских подразделений в конкретных исторических условиях и возможность эффективного выполнения стоящих перед ними задач.
✅При объявлении мобилизации допускаются исключения из правил, установленных для обычных условий прохождения военной службы и касающихся в том числе сроков прохождения указанной службы и оснований для увольнения с нее, что обеспечивает достижение целей и задач мобилизации и само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с конституционно значимыми целями ограничение прав военнослужащих.
✅Указом Президента РФ с 21 сентября 2022 г. в РФ была объявлена частичная мобилизация. Данный указ установил, что российские граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных силах РФ по контракту. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по 3 основаниям, установленным указом, в том числе - по достижению возраста.
✅Закон о воинской обязанности и военной службе, регулируя обычные условия прохождения военной службы по контракту и исполнения воинской обязанности, предусматривает предельный возраст пребывания на военной службе: для маршала РФ, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 65 лет; для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 60 лет; для полковника, капитана 1 ранга – 55 лет; для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 50 лет.
✅При этом для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный данной статьей, предельный возраст пребывания на военной службе. Кроме того, регулируя отношения, связанные с увольнением с военной службы, в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, и устанавливая, что по общему правилу военнослужащие увольняются с военной службы в запас, данный закон содержит и положения о запасе Вооруженных сил РФ.
Положения ст. 53 Закона о воинской обязанности и военной службе определяют состав запаса и правовые последствия достижения гражданином, пребывающим в запасе, установленного п. 1 данной статьи предельного возраста пребывания в запасе, т.е. возраста, по достижении которого недопустимо в обычных условиях требовать от гражданина исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы.
Действующее законодательство исходит из необходимости специального регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности и прохождением военной службы по контракту в период мобилизации, и не предполагает безусловного распространения на соответствующие правоотношения регулирования, установленного для обычных условий исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы по контракту.
Текст Определения КС РФ от 12.03.2024 здесь https://clck.ru/3A8tZE #гпдно #судебныерешения
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев