Рассматривая древнее искусство и литературу этой части мира, финиковая пальма кажется просто фоновой деталью в искусстве, от гробниц фараонов и ассирийских дворцов до оттиска печати 2500-летней давности, на котором персидский император Дарий стрелял из лука во льва. Но через некоторое время восприятие меняется. Финиковые пальмы перестают быть украшением и выходят на первый план. В конце концов, фараоны давно исчезли в глубине тысячелетий, оставив после себя немые пирамиды, и имя Дария не повергает народы в трепет, но финиковая пальма — живой свидетель рождения и гибели самых древних цивилизаций — до сих пор имеет огромное значение, кормя множество людей, связывая людей с их предками, поднимаясь повсюду, как миллионы маленьких зеленых фейерверков. Может быть, эти деревья – главные герои в истории этого региона, а люди – лишь статисты, играющие второстепенные роли?
Финиковая пальма — очень древнее растение. Окаменелые останки показывают, что его предки уже процветали 50 миллионов лет назад. Лишь недавно, около 4000 г. до н.э., предприимчивые люди в окрестностях современного Ирака одомашнили деревья. В правильных условиях современная финиковая пальма может достигать высоты пятиэтажного дома, жить более 100 лет и давать от 50 до 100 кг фруктов в год.
Сушеные финики могли храниться годами, что делало их бесценными для путешественников по морям и пустыням. Их можно было превратить в мед, доводя до кипения и процеживая плоды; на самом деле библейская фраза «земля молока и меда» относится к финиковому меду, а не к пчелиному. По словам историка Геродота, их также можно было сбраживать в ликер, как финиковое вино, которым наслаждались древние вавилоняне. Сама древесина была источником волокна для изготовления веревок и корзин, листья использовались для устройства кровель и навесов, а стволы служили универсальным материалом для строительства. Ни одна часть финиковой пальмы не пропадала зря.
Египетские архитекторы, возводившие храм Сахуре 4500 лет назад, придавали своим каменным колоннам форму стволов пальм, и этот стиль все еще использовался 2000 лет спустя, когда Геродот заметил «столбы, вырезанные так, чтобы имитировать финиковые пальмы» в другом египетском храме. К тому времени «пальметта», стилизованный элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, распространился в Древней Греции.
Не обошли вниманием финиковую пальму и литературные памятники древности. В мифах упоминается пальма на о. Делос, в тени которой Лета родила Артемиду и Аполлона. Одиссей в одноименной поэме Гомера сравнивает Навсикаю, дочь царя феаков Алкиноя, с этой пальмой. Повстречав ее на берегу и сраженный ее красотой, Одиссей восклицает:
“В Делосе только я — там, где алтарь Аполлонов воздвигнут, —Юную стройно-высокую пальму однажды заметил…Юную пальму заметив, я в сердце своем изумлен был Долго: подобного ей благородного древа нигде не видал я. Так и тебе я дивлюсь!”
В Священном Коране финиковая пальма упоминается множество раз, как дар Аллаха людям. Первые аяты Корана были записаны на пальмовых листьях, а Пророк Мухаммад считал финики лучшей пищей и одним из ценнейших лекарств для человека. В одном из мусульманских хадисов, говорится: «Дом, в котором нет фиников, действительно плохой дом».
Сабии (сабеи) Месопотамии связывали это дерево с поклонением Луне и называли его синдирка, или «дорога на Луну». Древние шумеры считали, что пальма была первым из когда-либо созданных деревьев, и что за ней ухаживал благочестивый ворон. Римский летописец Плиний Старший считал финиковую пальму местом гнездования феникса, мифической самовоспламеняющейся и самовозрождающейся птицы.
В течение последних нескольких тысячелетий одним из основных регионов произрастания финиковой пальмы была местность вокруг Мертвого моря, на территории современных Израиля, Иордании и Западного побережья Средиземного моря. Здесь есть все необходимые для существования финиковым пальмам условия: вода под землей, сухое тепло наверху. По этой причине самый большой город в этом регионе, Иерихон, описан в Книге Второзакония как «город фиников». Не станем забывать и о древней сирийской Пальмире, названной в честь этого дерева.
В первом столетии нашей эры финиковая пальма была своеобразным символом Иудеи. В 66 г. н.э. началось великое еврейское восстание против Рима, которое переросло в кровопролитную войну и окончилось, когда римские легионеры после долгой осады, наконец, пробили стены горной крепости Масада, где оставался последний очаг сопротивления восставших, которые предпочли добровольно уйти из жизни, но не сдаться врагу. После победы римляне чеканили праздничные монеты с надписью «Judea Capta» или «Иудея завоевана» с изображением пленницы, сидящей под символом беспокойной провинции — финиковой пальмой. Примерно в это же время пальма начала вплетаться в религиозные традиции, распространившиеся по всему известному миру.
В Новом Завете описывается, как Иисус, во время его прибытия в Иерусалим, был встречен последователями, устилавшими его путь пальмовыми ветвями.
В священный для мусульман месяц Рамадан верующие, которые воздерживаются от еды и питья в течение всего дня, вечером, по традиции, разговляются финиками. В дни поста торговцы продают тысячи килограммов сушеных фиников разных сортов.
Осенью, в дни празднования иудейского праздника Суккот можно увидеть, как люди по всему городу несут связки четырех растений, символизирующих единство еврейского народа, известные как “лулав”. Лулав — это молодая, нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы, один из четырех видов растений (арбаа миним), которые предписано брать во время праздника Суккот. По имени этого вида растения, самого высокого и заметного в связке арбаа миним, и вся связка также называется «лулав».
Еврейское слово, обозначающее финик, тамар, повторяется как имя во всей Библии; сегодня Тамар — это одно из самых популярных имен для израильских девочек.
В 456 г. н. э. близ Иерусалима, на месте, где остановились во время своего возвращения в Вифлеем беременная Иисусом Мария и Иосиф, христиане построили церковь Кафизмы (“кафизма” означает место на котором сидят или отдыхают), и она стала популярной остановкой для паломников. Спустя два века, после прихода ислама, часть церкви стала мечетью. На этом месте произошло одно из знаменательных событий христианства и ислама, в котором не последнюю роль сыграла финиковая пальма. Согласно исламской традиции, которая также почитает Иисуса, известного как Иса, и Марию - Марьям, терзаемая родовыми муками Мария остановилась у финиковой пальмы. Боль была настолько сильной, что Мария желала смерти: «...Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!» (Коран 19:23)
Нет комментариев