Каждый из нас обращал внимание, что выучить наизусть стихотворение — даже такое, в котором нет рифмы, — намного проще, чем прозаический текст. Оно и понятно: стихи написаны ритмично, строчки в них примерно одинаковой длины. Однако есть ещё один секрет: большинство стихотворений, которые знакомы нам с детства, — «заслуга» силлабо-тонической системы стихосложения, которая более двухсот лет занимает ведущую роль в отечественной поэзии.
Нынешнему читателю сложно это представить, но на протяжении двух тысячелетий во всём мире стихи — по большей части — были совсем другими. Чтобы понять, чем они отличались (и лишний раз порадоваться, в какое прекрасное время мы живём), посмотрим, как работают другие системы.
❗Тоническая система
Древняя Греция подарила нам множество произведений, которые стали своего рода фундаментом для европейской культуры. Но стихи античных поэтов совсем не похожи на современные, потому что две с лишним тысячи лет назад господствовала тоническая система стихосложения.
Тоническая система стихосложения подразумевает, что в каждой строчке должно быть определённое количество ударных слогов. Сколько при этом будет безударных слогов, особенного значения не имеет.
Чтобы грамотно прочитать стихи, читатель должен сам уловить авторский ритм — и следовать ему от строчки к строчке.
Программный пример произведения, написанного таким образом, — эпические поэмы древнегреческого поэта Гомера, жившего в VIII веке до н. э.: «Илиада» и «Одиссея». Перенося их на русский язык, переводчики старались сохранить особенность гомеровской ритмики. Вот как начинается «Илиада» в переводе Н. И. Гнедича — кстати, близкого друга и издателя самого Пушкина:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)...
В каждой строчке этого произведения нужно делать шесть ударений — не больше и не меньше. Если выделить ударные слоги, получится вот что:
ГнЕв, богИня, воспОй АхиллЕса, ПелЕева сЫна,
ГрОзный, котОрый ахЕянам тЫсячи бЕдствий содЕлал:
МнОгие дУши могУчие слАвных герОев низрИнул
В мрАчный АИд и самИх распростЁр их в корЫсть плотоЯдным
ПтИцам окрЕстным и псАм (совершАлася ЗЕвсова вОля).
Количество ударных слогов всё время одинаковое — а безударных слогов, которые стоят между ударными, всё время меняется: то один, то два, то снова один…
На этом моменте внимательный читатель спросит: постойте, а что делать с местоимениями, союзами, предлогами и прочей мелочью? Например, в четвёртой строчке есть союз «и» и местоимение «их». По-хорошему, на них тоже должно падать ударение, разве нет?
Нет. Ударение в русском языке и ударение в стихотворении — совершенно разные вещи.
По правилам русского языка ударение есть «внутри» каждого слова, если слово содержит хотя бы одну гласную.
По правилам стихосложения, маленькие слова как бы «примагничиваются» к большим, образуя вместе с ними единое ритмическое целое. (И наоборот: одно большое слово может распадаться как бы на два слова с отдельными ударениями.)
То есть, по сути, четвёртую строчку «Илиады» мы читаем так:
ВмрАчный АИд исамИх распростЁр ихвкорЫсть плотоЯдным...
Отсутствие пробелов здесь — не опечатка, а попытка воссоздать ритмический рисунок.
Итак, тоническая система — вещь довольно сложная, но она активно используется и по сей день, особенно авторами, которые пишут тексты песен. Среди поэтов ХХ века, которым она помогла создать истинные шедевры, стоит упомянуть в первую очередь В. В. Маяковского. Вот, например, начало поэмы «Облако в штанах» (1914) — с уже расставленными ритмическими ударениями:
Вашу мЫсль, мечтАющую на размягчЁнном мозгУ,
как вЫжиревший лакЕй на засАленной кушЕтке,
буду дразнИть об окровАвленный сЕрдца лоскУт:
дОсыта изъиздевАюсь, нахАльный и Едкий.
У менЯ в душЕ ни однОго седОго вОлоса,
и стАрческой нЕжности нЕт в нЕй!
МИр огромИв мОщью гОлоса,
идУ — красИвый, двадцатИдвухлЕтний.
«Подчинив» себе тоническую систему, Маяковский пошёл ещё дальше — и отошёл от правила, согласно которому в каждой строке должно быть строго одинаковое количество ударных слогов. Так, в пятой строке — «У меня в душе ни одного седого волоса» — оказалось аж пять ритмических ударений, а не четыре, как в остальных. Что же, правила существуют, чтобы их нарушать!
❗Силлабическая система стихосложения
Помимо тонической системы стихосложения, существует — или, лучше сказать, существовала — и другая, прямо противоположная ей: силлабическая система. Здесь было важно только количество слогов в каждой строчке, а сколько получалось ударений и насколько «гладко» всё это читалось, значения не имело.
Силлабическая система пользовалась популярностью у отечественных авторов XVIII века. Вот, например, как писал Антиох Дмитриевич Кантемир:
Что так смутен, дружок мой? Щёки внутрь опали,
Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали? <...>
Цугом ли запрещено ездить, иль богато
Платье носить, иль твоих слуг пеленать в злато?
Вооружившись терпением, можно посчитать слоги и узнать, что в каждой строке их ровно тринадцать. Но читается всё это не очень-то гладко. Так что неудивительно, что на данный момент силлабическая система отжила своё. В качестве исследователей и тем более авторов с ней работают лишь немногочисленные экспериментаторы — и ещё, разумеется, студенты-филологи.
❗Силлабо-тоническая система стихосложения
В качестве «золотой середины» между двумя вышеупомянутыми системами родилась третья — силлабо-тоническая система стихосложения. Если бы не она, то в школьной программе не оказалось бы 99% всех произведений, которые мы знаем и любим чуть ли не младенчества.
В силлабо-тонической системе принято работать не с отдельными слогами или ударениями, а со стопами. Стопа — это «звено», которое состоит из одного ударного слога и одного-двух безударных. Существует всего пять вариантов стоп:
•´- (ударный и безударный слог) — размер называется хорей;
•-´ (безударный и ударный слог) — размер называется ямб;
•´--(ударный слог и за ним два безударных) — размер называется дактиль;
•-´- (безударный, ударный, безударный слог) — размер называется амфибрахий;
•--´(два безударных слога, за ними ударный) — размер называется анапест.
Таким образом, силлабо-тоническая система подразумевает, что автор выбирает размер — и, соблюдая его, «нанизывает» одну стопу за другой. В следующей строчке повторяется то же самое. И в следующей, и ещё, и ещё…
Практически все стихи, начиная с А. С. Пушкина, написаны именно так. Помните, у Александра Сергеевича:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
С ритмическими ударениями это стихотворение будет выглядеть так:
В чужбИне свЯто нАблюдАю
РоднОй обЫчай стАринЫ:
На вОлю птИчку вЫпускАю
При свЕтлом прАздникЕ веснЫ.
Я стАл достУпен УтешЕнью;
За чтО на БОга мнЕ роптАть,
КогдА хоть ОдномУ творЕнью
Я мОг свобОду дАровАть!
А если «смешать» все слова в кучу и потом расставить пробелы заново (но не с точки зрения смысла каждого отдельного слова, а пытаясь отразить, как мы читаем это стихотворение), получится вот что:
ВчужбИ несвЯ тонА блюдА ю
РоднОй обЫ чайстА ринЫ:
НавО люптИч кувЫ пускА ю
ПрисвЕт ломпрАзд никЕ веснЫ.
ЯстАл достУ пенУ тешЕнь ю;
ЗачтО набО гамнЕ роптАть,
КогдА хотьО дномУ творЕнь ю
ЯмОг свобО дудА ровАть!
Отразить это в виде схемы можно следующим образом:
-´ -´ -´ -´ -
-´ -´ -´ -´
-´ -´ -´ -´ -
-´ -´ -´ -´…
Из этого следует, что размер стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» — четырёхстопный ямб.
❗Как определить стихотворный размер
Распознать стихотворный размер бывает непросто. Если вы стихотворение покрутили-повертели, но в ответе сомневаетесь, попробуйте один из следующих способов:
•прочитайте стихотворение вслух, причём очень громко, как будто это футбольная кричалка, — тогда ударные слоги с большей вероятностью «встанут» на свои места;
•не ограничивайтесь одной, двумя или даже четырьмя строчками. Если стихотворение длинное и определить размер с начала никак не получается, попробуйте, наоборот, зайти с конца;
•выпишите несколько строчек из стихотворения, которое вы разбираете, и «нарисуйте» над ними схемы, характерные для хорея, ямба, дактиля и так далее, как показано выше, — а потом прочитайте все варианты вслух. Произносите слоги, над которыми поставлены ударения, особенно громко. Перебирайте варианты, пока не найдёте тот, который звучит понятнее и красивее остальных;
•определив размер, проверьте себя и «подставьте» в качестве продолжения другое стихотворение, размер которого вы точно знаете.
Например, детский стишок Агнии Барто «Я шёл по улице пешком...» можно продолжить строками из «Евгения Онегина». С точки зрения смысла получится полная ерунда, а вот ритмический рисунок сильно не изменится, потому что оба произведения написаны четырёхстопным ямбом:
Я шёл по улице пешком
и повстречался со щенком.
И неизвестно почему,
я вдруг понравился ему…
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
А вот два совершенно разных стихотворения, которых без стыка объединяет четырёхстопный амфибрахий:
Однажды в студёную зимнюю пору
Сижу за решёткой в темнице сырой...
Если ни один из способов не сработал, проверьте ещё разок: может, перед вами вовсе не силлабо-тоническое стихотворение?
О. Лапенкова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев