Известная советская актриса Янина Болеславовна Жеймо (1909 —1987) начала свою творческую карьеру в годы становления советского кинематографа.
Янина родилась в Волковыске Гродненской губернии (ныне Гродненская область Белоруссии) в семье цирковых артистов. Её отец Йозеф Болеслав Жеймо был поляком, мать – русской; работали наездниками, гимнастами и эксцентриками. Уже в три года Янину, как и трёх её сестёр, приобщили к семейному ремеслу – это произошло на гастролях в Тобольске.
Янине нравилась атмосфера цирка, но с ним пришлось расстаться после смерти отца в 1923 году. Мать осталась с дочерьми в Петрограде, где семья Жеймо решила переквалифицироваться в эстрадных артистов. Янина и её сестра Эля вместе с матерью организовали труппу «Трио Жеймо», в которой играли на ксилофонах. Номер «Музыкальные эксцентрики» имел большой успех у петроградских зрителей.
В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. И в пятнадцать лет, параллельно с работой на эстраде, Янина Жеймо втайне от родных решила поступить на знаменитый ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) в актёрскую студию под руководством режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена: «Это лицо – моё? Такое невыразительное… Такое… не моё!» Невысокий молодой человек, студент ФЭКСа Андрей Костричкин утешил её, сказав, что дело в неправильно выставленном свете, и попросил осветителей его откорректировать. Янина влюбилась в Андрея, и вскоре они поженились. Правда, несмотря на рождение дочери, названной в честь матери, брак оказался недолгим.
Дебют Янины в кино состоялся в 1925 году в травести-роли Мишки в фильме «Мишки против Юденича». Цирк и эстрада ушли в прошлое – в следующем году она снялась сразу в нескольких фильмах Козинцева и Трауберга. В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС. Несмотря на успехи дочери, мама Янины не одобряла её: «На эстраде у неё имя, а в кино... Первая сзади! Невесёлая перспектива...».
Однако хрупкая актриса оказалась востребованной, её активно приглашали сниматься, и в 1934 году доверили 25-летней актрисе главную роль – школьницы в картине «Разбудите Леночку». Особенную популярность принёс ей фильм «Подруги», после которого Ленфильм завалило письмами с адресом: «Ленфильм, Пуговице» – так звали героиню Жеймо.
Незадолго до войны на съёмках одного из первых звуковых фильмов «Моя родина» Жеймо познакомилась с режиссёром Иосифом Хейфицем. Он стал вторым мужем актрисы; в этом браке родился сын Юлий.
В блокаду Жеймо осталась в Ленинграде. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гася зажигательные бомбы; продолжала принимать дома друзей.
В конце 1942 года Янина была эвакуирована в Ташкент, куда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Хейфиц в качестве режиссёра был эвакуирован в Среднюю Азию ранее, но долгожданная встреча с мужем не принесла радости. Пока поезд был в пути, ему сообщили, что поезд разбомблен, а Янина погибла, и в его жизни появилась другая женщина. К мужу Янина не вернулась.
Актриса слегла с тяжёлой депрессией: она забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Ей помог специалист, который выдал ей пузырёк с микстурой. Когда лекарство закончилось и Жеймо действительно стало гораздо легче, врач признался ей, что это была обычная вода из-под крана. Большую роль в выздоровлении сыграл и давний приятель актрисы режиссёр Леон Жанно, который оказался рядом и в итоге стал её третьим мужем.
И, наконец, ещё одним фактором выздоровления биографы называют съёмки в фильме Надежды Кошеверовой «Золушка», вышедшем в 1947 году. Хрупкая Янина, которой к этому времени исполнилось 37 лет, идеально вписалась в образ героини Перро.
Из всей фильмографии Жеймо, насчитывающей более 30 картин, именно фильм Кошеверовой стал её звёздным часом. Хотя до войны актриса даже получила орден «Знак Почёта» в 1939 году за роли Аси в фильме «Подруги» (1935) и Наташи в фильме «Враги» (1938), но после войны фильмы 30-х годов потеряли популярность. А вот Золушка оказалась востребована и много десятилетий спустя.
Последнюю роль Янина Жеймо сыграла в 1954 году в фильме «Два друга» в возрасте 45 лет.
Жанно часто предлагал ей переехать в Польшу, где ему предлагали работу и хорошее жильё. В 1957 году Янина согласилась; сын, только что окончивший школу, уехал с матерью и отчимом.
Дочь актрисы осталась в Москве, где овладела редкой профессией литобработчика синхронного перевода иностранных кинолент.
Во время своей жизни в Польше Янина Жеймо помогала мужу в работе с актёрами во время съёмок фильмов. Довольно часто она приезжала в СССР. Её мужа приглашали в Москву на кинофестивали, и Янина приезжала вместе с ним.
Советские кинематографисты тоже приезжали к ней в гости, когда оказывались по каким-то причинам в Польше.
В разные годы у неё побывали Григорий Козинцев, Марк Бернес, Всеволод Санаев, Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов и другие.
В 1966 году её также пригласили в СССР на дублирование французского фильма «Большая прогулка». Она дублировала хозяйку гостиницы, которую звали Кермен.
Проживая в Польше, актриса оставалась гражданкой СССР. Умерла Янина Болеславовна в 1987 году. Согласно её завещанию она похоронена на Востряковском кладбище в Москве.
Её сын Юлий (по-польски Юлиан) Жеймо, который родился в 1940 году, стал известным польским кинематографистом. В 1963 году он закончил факультет кинематографии Государственной высшей школы кино, телевидения и театра в Лодзи.
Сначала он работал в области польской кинохроники, в его активе более снятых 100 сюжетов. Затем перешёл в жанр документального кинематографа. Снял порядка 30-ти документальных фильмов. Также принимал участие в съёмках рекламных роликов. У него двое детей.
О ЧЁМ НАДО ЗНАТЬ
Снять Жеймо в роли героини Шарля Перро предложил верный поклонник таланта актрисы Евгений Шварц. Кошеверова и сама хотела помочь актрисе, которую не раз видела в неосвещённом коридоре киностудии с сигаретой во рту и потерянным взглядом.
Съёмки «Золушки» начались на «Ленфильме» в 1944 году.
В другое время фильм, скорее всего, не мог бы появиться, по крайней мере в исполнении столь подозрительной в глазах властей съёмочной группы: композитор Антонио Спадовеккиа – по национальности итальянец; исполнитель роли Принца Алексей Консовский – из семьи «врагов народа»; Василий Меркурьев был женат на дочери Мейерхольда. Фаина Раневская дружила с опальной Ахматовой, а Шварц – с Заболоцким и Олейниковым. Наконец, лично Жеймо недолюбливал Иосиф Сталин, который считал, что в советском кино должны блистать актрисы типажа Любови Орловой, а не миниатюрные женщины.
В Ленинграде почти не осталось мебели и тряпок, сожжённых в блокаду, тем более роскошного реквизита. Часть была позаимствована в Мариинке, часть актёры принесли из дома. Платья шили из занавесок и тюля.
Роль Золушки принесла огромную популярность актрисе.
В 1947 году фильм занял четвёртое место в кинопрокате, собрав 18,27 млн зрителей. В 2009 году фильм был колоризирован.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
О своём росте: «Странно – я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки».
Николай Олейников о Янине Жеймо:
От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием Янина
Болеславовна Жеймо.
Григорий Козинцев о ранних картинах актрисы: « “Разбудите Леночку“ и более поздний фильм “Приключения Корзинкиной“ были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем – зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке».
Дочь Янина Костричкина об интригах вокруг «Золушки»:
«Не все хотели видеть маму в роли Золушки. Вокруг неё плелись интриги. Многих пугал её возраст: дескать, в 37 сыграть 16-летнюю – нереально! На эту роль втайне от мамы пробовали балерину Марию Мазун, которой на тот момент не исполнилось и 20. Но миловидную и обаятельную девушку не утвердил худсовет. Танцовщица не обладала и половиной маминого актёрского профессионализма. Шварц видел свою Золушку вовсе не бездушной смазливой куклой в стиле голливудских красоток, а хотел показать, что внутреннее очарование гораздо ценнее внешнего».
Янина Костричкина о работе матери над образом: «Принимая очередное приглашение сыграть ребёнка, мама всегда проверяла, примут ли её дети за свою. Например, перед съёмками фильма “Разбудите Леночку“ она вырядилась в одежду своей 12-летней сестры и отправилась в парк играть с мальчишками в лапту. Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, но и в конце концов отмутузили её за несколько неудачных подач. А садовница, которая отбила маму у драчунов, утёрла ей нос и строго сказала: “Марш домой! И не вздумай реветь!“».
Евгений Шварц об успехе «Золушки»: «Картина появилась на экранах 8 мая 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. “Ножки, ножки какие!“ – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга её кивнула головой как зачарованная…»
Евгений Шварц о таланте Жеймо: «Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все её существо – туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть».
6 ФАКТОВ О ЯНИНЕ ЖЕЙМО
• В детстве Жеймо переболела тифом и дифтеритом, от которого чуть не умерла.
• Ко времени поступления в ФЭКС актёрский стаж Жеймо на 12 лет превышал таковой у экзаменаторов.
• Рост актрисы был менее 148 см, размер ноги 31.
• Единственная деталь, сделанная для «Золушки» на заказ – хрустальные туфельки.
• Скамеечку, на которую Жеймо становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка».
• В Варшаве Янину Жеймо неоднократно приглашали сниматься, но безуспешно.
Фото 2 - Янечка со старшей сестрой Элей.
Фото 4 - Янина Жеймо с мужем Андреем Костричкиным и дочкой Яниной, 1931 год
Фото 5 - На фото Янина Жеймо с дочерью Яниной.
Фото 6 - Хейфиц называл жену очень трогательно — Рурочка, «трубочка» по-польски. А она его называла Ио, сокращённо от Иосиф.
Иосиф Хейфиц, 30-е годы
Фото 8 - Янина Жеймо с детьми с дочерью Яниной и сыном Юликом.
Фото 9 - Янина Жеймо, Леон Жанно и сын Юлик, 50-е годы
Фото 10 - Янина Жеймо с внуком Петром, Варшава, 1978 год
Публикация: Мила Загарей
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев