Целесообразность. Данный принцип предполагает наличие идеи,
цели, художественной задачи и помогает двигаться в правильном на-
правлении. Нужен замысел, который определит этапы продвижения к
окончательному варианту. Также, каждое произведение должно сочетать
в себе три основных элемента: идею, функцию и материал.
Единство и соподчиненность. Единство и соподчиненность элемен-
тов – свойство природной организации форм, которое пронизывает
также все виды искусства. Тесная связь и взаимное согласование эле-
ментов – природные принципы организации объектов окружающего
мира (соподчинение ветвей и ствола дерева и т. д.).
Это такое состояние композиции, при котором человеческий глаз
воспринимает закономерность и гармоничность произведения. Про-
стейший вид такого единства в архитектурной композиции – нерас-
члененность внутреннего пространства и объемной формы. Примеры:
египетская пирамида и павильон США на Всемирной выставке 1967 года
в Монреале. В обоих случаях достигнут предел объединения формы,
приведенный к элементарному геометрическому телу. Простые геоме-
трические тела – куб, конус, цилиндр, шар и т. д. несут в себе единство,
полную завершенность, законченность.
Единство в объемной композиции – внутреннее и внешнее равно-
весие компонентов, зависимость композиционной структуры элементов
декора от формы и особенностей материала основного объекта. Ясное
выявление главного элемента и подчинение ему элементов второсте-
пенных становится одной из важнейших задач композиции.
Равнозначность элементов разрушает композицию. Форма, разде-
ленная на равные части, ослабляется в своем единстве. Одинаковые
элементы могут объединяться в большую форму или подчиняться
одному главному элементу, отличающемуся от них. Главный элемент
может выделяться среди подчиненных ему большей величиной, круп-
ными формами, богатством силуэта, пластичностью, своим место-
положением в общей системе. Проблема соподчинения элементов
возникает при использовании любого из тех средств организации
объемно-пространственной формы, которых мы коснемся в даль-
нейшем.
Равновесие. Данный принцип композиции, восходит к всемирно-
му закону тяготения, определяющему психологическую установку в
восприятии композиции. В объемно-пространственной композиции
необходимо равновесие частей композиции – верха и низа, левого
и правого для гармонического восприятия.
Наличие смыслового центра. Организация композиции происходит
благодаря наличию смыслового и структурного центра – доминанты,
которая в первую очередь привлекает внимание зрителя и является
точкой отсчета.
Принцип гармонии. Гармоническое начало в композиции обеспечи-
вают соразмерность, пропорциональность. Гармония связывает все
элементы произведения в единое целое, примиряет противоречия
между материалом и формой, формой и содержанием, объемом и про-
странством и т. д.
#композиция
#композициявживописи
#композицияврисунке
#принципыкомпозиции
#законыкомпозиции
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев