Если верить археологам, первые хирургические операции человек начал тогда, когда у него появились инструменты, ещё до эпохи неолита.
Первая операция по удалению воспаленного червеобразного отростка кишечника – аппендицита – была зафиксирована в сентябре 1731 года. В наши дни такие операции – это больше двух процентов всех видов операций, проводимых в мире.
И только одна операция по удалению аппендицита навсегда вошла в историю медицины, как самая сложная и удивительная.
Леонид Рогозов после операции (фото из открытого источника)
Врач Леонид Рогозов родился в марте 1934 года в простой рабочей семье. После службы в армии поступил на медицинский факультет Ленинградского педиатрического медицинского института. Получив диплом специалиста, сразу поступил в ординатуру. Как многие молодые специалисты того времени, мечтал быть первооткрывателем и героем. Поэтому, когда был объявлен набор в экспедицию на полярную станцию в Антарктиде, сразу подал заявку.
Шестая полярная экспедиция в составе тринадцати человек в феврале 1961 года открыла на ледяном материке новую станцию – Новолазаревскую. Работать предстояло в экстремальных условиях – в самые тёплые месяцы антарктического года – декабрь и январь – температура не поднимается выше -35 градусов ниже нуля. А в то время, когда в России лето, в Антарктиде – зима, температура падает и ниже -70 и ниже -80 градусов...
Антаркида, станция Новолазаревская, 1963 г. (фото из архива Б. Каменецкого)
Когда в апреле 1861 года весь мир взволнованно обсуждал первый полёт человека в космос, на полярной станции Новолазаревской случилось несчастье – у одного из полярников появились симптомы острогоаппендицита. Врач экспедиции Леонид Рогозов испробовал все известные ему методы, включая антибиотики – не помогало ничего. Больного нужно было срочно эвакуировать, но это было абсолютно невозможно из-за плохих погодных условий. Выход оставался один – оперировать на станции, как бы невероятно это ни звучало. Ведь и хирургом, и пациентом был один и тот же человек – Леонид Рогозов.
В ночь с 30 апреля на 1 мая в небольшой комнате инженер-механик Зиновий Теплинский держал над животом оперируемого зеркало и настольную лампу, а метеоролог Александр Артемьев слушал указания хирурга и подавал необходимые инструменты. В углу комнаты дежурил начальник полярной станции Владислав Гербович, на случай, если кому-то из ассистентов хирурга-пациента станет плохо от увиденного.
во время операции (фото из открытого источника)
Сделав укол новокаина, Рогозов разрезал правый бок скальпелем. Ориентироваться он мог только на отражение в зеркале и действовал наощупь. Вся операция заняла чуть больше полутора часов. Состояние воспаленного аппендикса было таким, что ещё несколько часов – и он бы лопнул. А перитонит не оставил бы Леониду ни единого шанса на выживание. Успешно закончив операцию, обессиленный Рогозов принял снотворное и уснул. Через пару дней температура начала спадать. А через неделю доктор уже сам снял себе швы, и вскоре вернулся к работе.
будни полярной станции. Слева - Леонид Рогозов (фото из архива Владислава Рогозова)
История врача-полярника, который сам себе вырезал аппендицит потрясла мир. Когда осенью 1962 года Рогозов вернулся из экспедиции, его уже ждала награда – орден Трудового Красного Знамени. Леонид Рогозов успешно закончил ординатуру и почти до конца жизни работал хирургом.
В Санкт-Петербурге, в музее Арктики и Антарктики, неподражаемому примеру мужества посвящен большой стенд, и хранятся инструменты, которыми 27-летний врач-полярник делал сам себе операцию в ледяной пустыне Антарктиды.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев