🎷 Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1979 и автор более 400 музыкальных произведений.
🎷 Александр Варламов родился в Симбирске (сейчас Ульяновск) в семье музыкантов: его мать была оперной певицей, а прадед - тоже Александр Варламов, был знаменитым певцом, "мастером русского романса" и композитором, написавшим более двух сотен романсов, среди которых "На заре ты её не буди" и "Вдоль по улице метелица метёт".
🎷 Уже с раннего возраста Александр Владимирович учился сочинять музыку и играть на инструментах, и уже в 8 лет он написал два своих первых произведения: пьесу "Грусть" и вальс "Вечерок".
🎷 В 1918 году Варламов переехал из Симбирска в Москву и в 1922 году поступил в ГИТИС. Однако не проучился там долго: любовь к музыке победила, и Александр перепоступил в Училище имени Гнесиных. В том же 2022 году, когда Варламову было 18 лет, он побывал на первом в своей жизни джаз-концерте - выступлении "Первого в РСФСР эксцентрического оркестра - джаз-банда Валентина Парнаха".
Тогда в Варламове и проснулся интерес к джазу. Позже, в 1926 году, Александр Владимирович побывает на концертах гастролирующих иностранных джазменов: Бенни Пэйтона, Фрэнка Уитерса и коллектива "Шоколадные ребята" под управлением Сэма Вудинга.
🎷 Под впечатлением Варламов начнёт увлекаться принципами джазовой оркестровки, особенностями инструментов, манерой игры - джазом целиком и полностью.
🎷 В 1930 году Варламов создал свой первый собственный джазовый коллектив "Первый вокальный квартет современной эстрады" (или "Первоксэ"). Затем в 1933 году он организовал коллектив "Танго-джаз", который, как ни странно, специализировался на исполнении танго. Позже, получив дирижерский диплом, Варламов собрал собственный полноценный оркестр.
🎷 Он дебютировал летом 1934 года в Зелёном театре парка Центрального дома Красной Армии после 14 месяцев репетиций. Первые грамзаписи оркестра появились в том же году. На пластинках "Джаза Александра Варламова" 1934 года, записанных для Грампласттреста и его экспортного лейбла SovSong, звучит вполне "осознанный" джазовый оркестр, в котором есть и трубы, и саксофоны, и тромбоны — а ещё прекрасный женский вокал с идеальным английским произношением. Солисткой оркестра Варламова была молодая афроамериканская певица Селестин Коул. Специально для голоса Коул Варламов написал вальс-бостон "Жёлтая роза" и румбу "Колыбельная".
🎷 Внутри оркестра Александра Варламова организовался отдельный коллектив, похожий на ансамбль солистов. Среди них были саксофонист Александр Васильев, трубачи Пётр Борискин и Виктор Быков, тромбонист Николай Шмелёв и барабанщик Олег Хведкевич. В 1938 году септет записал несколько пластинок с профессиональным исполнением как собственных сочинений Варламова, так и его аранжировок популярных зарубежных произведений.
🎷 В 1938 году Варламову предложили стать руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. Он согласился, но проработал там всего год. В сентябре 1939 года Радиокомитет внезапно решил сменить руководителя оркестра, и на место Варламова пришёл другой знаменитый советский джазмен - композитор и пианист Александр Цфасман.
🎷 По словам режиссёра легендарного фильма "Мы из джаза" Карена Шахназарова, в работе над сценарием во многом помогли беседы с Александром Варламовым.
🎷 В 1990-е годы историк джаза Алексей Баташев писал: "Спросите любого нашего джазмена старшего поколения - а среди них немало знаменитых - почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова".
🎷 Музыка Александра Варламова отличалась совершенством техники и исполнения, особенности его творчества и подход способствовали росту профессионализма в исполнении джаза советскими музыкальными коллективами и развитию джаза в СССР в целом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев