Рисунок выше - /"Набросок молодой женщины" 1513 год. Предположительно является Квинтэссенцией Души Леонардо. В этом рисунке, сделанном уже в пожилом возрасте, предположительно ощущалась за своими плечами Смерть. Призрачная с полуулыбкой на устах, таинственно указывающая рукой в неизвестность женщина воплощает всю глубину Души самого художника/.
1.
В 1-м из каменных домов городка Винчи (а все они какого то грязно-жёлтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй. самый многогранный гений "Возрождения" (а может и всех времён) - Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом. Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни её фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют её "молодой крестьянкой", пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть её хозяйкой таверны, она знакома нам под именем Катерина. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере в XIII столетии. 4-ре поколения его предков также были нотариусами, достаточно бережливыми и хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул "сеньор", который уже по наследству перешёл к отцу Леонардо. Господин Пьеро, мессэр Пьеро, которому во время рождения сына было около 25-ти лет, обладал впечатляющими мужскими достоинствами: он дожил до 77-ми лет, имел 4-х жён (3-х успел похоронить) и был отцом 12-ти детей, причём последний его ребенок появился на свет, когда ему было 75. По всей видимости, в нотариальной практике он также добился существенных успехов: когда ему было уже за 30, он переехал во Флоренцию и основал там своё дело. Его уважали, особенно в среде аристократии. В эпоху "Возрождения" на незаконнорожденных детей смотрели терпимо, такие дети нередко появлялись у прислуги разных рангов, и к ним часто относились так же, как к детям, рождённым в законном браке. Известно, что папа Александр VI Борджиа качал на своих святейших коленях 4-х собственных детей. Леонардо сразу же был признан своим отцом и даже крещён в его присутствии, а также в присутствии нескольких членов его семьи, однако в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано, расположенную недалеко от Винчи, и оставался там около 4-х лет, в течение которых мессэр Пьеро успел жениться на 1-й из своих жён на 16-ти летней девушке, занимавшей на социальной лестнице более высокую ступень, чем мать Леонардо, но молодая жена оказалась бесплодной. Возможно, по этой причине Леонардо в возрасте приблизительно 4,5 лет был взят в городской дом, где сразу же оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приёмной матери. В налоговом реестре, относящемся к 1457 году, он назван "незаконным сыном Пьеро". О том, как проходило детство Леонардо в Винчи, нам ничего не известно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды . Всё это свидетельствует о его любознательности и ещё о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние 500 лет, и сейчас чуть ли не самые живописные во всей Италии. Винчи располагается на склоне горы Монте Альбано, 1-й стороной спускаясь в долину Арно, где лежит Флоренция; а другой стороной городок поднимается вверх, к таинственным скалам, где среди мшистых уступов прячутся многочисленные пещеры и текут холодные стремительные ручьи. На склоне горы, там, где позволяют условия, крестьяне распахивают небольшие поля и разбивают виноградники, которые обрабатывают мотыгами. Старые оливы, чьи кроны сформированы в форме бокалов, чтобы лучше улавливать солнечный свет, стоят одиноко или рядами вдоль дорог. Повсюду можно увидеть множество цветущих миндальных деревьев. Среди них темнеют кипарисы, напоминающие хвосты огромных лисиц. Воздух так чист, что с горы Монте Альбано можно увидеть Средиземное море, которое находится в 65-ти километрах отсюда.
2.
Среди более 7 000 страниц рукописей и рисунков Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет ни 1-й, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни. Однажды, излагая на бумаге теорию формирования рек, он обронил название деревни, в которой жил в детстве - Анхиано, - и тут же зачеркнул это слово. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начала математики, латынь. Латынь никак ему не давалась, он вынужден был бороться с ней до конца своих дней: большая часть книг, представлявших для него ценность, была написана именно на этом языке, хотя "эпоха Возрождения" дала сильнейший толчок использованию народного итальянского языка в литературе и ко времени его смерти на итальянском было опубликовано множество книг. Леонардо прекрасно сознавал недостатки своего образования, отсутствие в нём системы и глубины и впоследствии чувствовал необходимость защищаться от безымянных критиков, которые говорили, что он "не эрудит". Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Имеется множество версий, почему он писал именно т.о.. 1-на из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая - что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания. Однако на самом деле он был еретиком не больше, чем многие другие люди его времени, к тому же был весьма далёк от мысли скрывать свои идеи, даже наоборот, при возможности всячески стремился их публиковать. Наиболее логичное объяснение его почерка: он был левша, и для него было просто удобнее так писать. При необходимости, например, когда он обращался к кому-то с письмом или давал письменные указания, он писал, как все люди. В 1-м из самых старинных рассказов о жизни Леонардо содержится история, которая, по крайней мере, проливает некоторый свет на его натуру. Эта история очень похожа на правду, потому что в ней упоминается о таких его качествах, по поводу которых точно известно, что он ими обладал: неестественно острая наблюдательность, богатейшее воображение и способность отделять себя от окружающего мира. В этой истории рассказывается, как однажды к отцу Леонардо подошёл крестьянин из его поместья и показал ему круглый щит, вырезанный им из древесины фигового дерева. Он попросил мессэра Пьеро взять этот щит с собой во Флоренцию для того, чтобы какой-нибудь художник там его расписал. Мессэр Пьеро был обязан этому крестьянину: тот был замечательным птицеловом и рыболовом и поставлял дичь и рыбу семейству Пьеро. Мессэр Пьеро согласился. Но вместо того чтобы передать щит профессиональному художнику, он отдал его Леонардо, который по такому случаю:
- "Стал думать, что бы ему изобразить, и решил нарисовать голову Медузы, да так, чтобы напугать зрителей. В подвал он натаскал ящериц, пиявок, гусениц, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и прочих подобных тварей и создал, глядя на них, изображение ужасного чудища, выползающего из глубины мрачной пещеры. Из разверстой пасти чудища струился яд, из глаз вырывался огонь, из ноздрей валил дым... Леонардо был так поглощён своей работой, что не замечал зловония, которое рас- пространяли мёртвые твари, принесённые им в жертву искусству".
Случилось так, что мессэр Пьеро забыл о щите. Когда Леонардо, закончив работу, внезапно, безо всякого предупреждения показал щит отцу, тот так испугался, что начал пятиться. Леонардо остановил его и сказал:
- "Работа получилась такой, как я хотел. Теперь унеси её. Она производит впечатление".
Мессэр Пьеро подумал, что это просто чудо. Он горячо одобрил мысль сына. Но после этого он спокойно купил у старьевщика щит с нарисованным на нём пронзённым сердцем и отдал крестьянину, который был ему благодарен до конца своих дней. А работу Леонардо Пьеро тайно вывез во Флоренцию и продал купцам за 100 дукатов. История умалчивает о том, что сделал мессэр Пьеро с вырученной сотней, но заставляет подозревать, что Леонардо получил за свою работу только отцовское одобрение. Очевидно, отец и сын не были близки, и много лет спустя, когда старик умер, Леонардо едва упомянул об этом в 1-й из своих записных книжек, в которые он обычно заносил научные наблюдения:
- "9 июля 1504 года, в среду в 7 часов, умер мессэр Пьеро да Винчи, нотариус, во дворце Подеста, мой отец, в 7 часов. Ему было 80 лет, и он оставил 10-х сыновей и 2-х дочерей".
Бесстрастность этой заметки подчеркивается ещё и тем, что Леонардо как будто в рассеянности дважды повторяет: - "...в 7 часов" и ошибается в возрасте отца на 3-и года.
3.
Но каковы бы ни были их отношения, мессэр Пьеро распознал талант своего сына и, когда мальчику было около 15-ти лет, разрешил ему стать учеником в мастерской художника. От этого периода жизни Леонардо не осталось никаких сведений, однако вскоре после его смерти появилось несколько коротких биографий, написанных его современниками или почти современниками. Из них можно узнать о его особом обаянии. Наиболее серьёзная и детализированная работа принадлежит Джордже Вазари, художнику, который в то же время оказался 1-м "историком искусства Возрождения". Вазари не мог лично знать Леонардо: 1-е печатное издание его "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов" появилось в 1550 году, 31-н год спустя после смерти Леонардо, когда великий художник стал уже легендой. Однако Вазари был неутомимым исследователем. Он разыскал множество учеников мастера и его знакомых. Всеми силами он стремился подойти к правде как можно ближе. Он описал молодого Леонардо так, будто тот был не обыкновенным рядовым подмастерьем в студии художника. Вазари писал:
- "Люди видели это (Божий дар) в Леонардо да Винчи. Его красоту невозможно было преувеличить, каждое его движение было грациозно само по себе, а его способности были столь невероятны, что он мог с лёгкостью преодолевать любые трудности. Его сила была такова, что правой рукой он мог согнуть дверную колотушку или подкову, как будто они были из свинца".
Что же касается темперамента, то биограф приписывал Леонардо:
- "Мужество и высоту духа поистине королевские".
И хотя не известно ни 1-го его портрета в молодости, судя по описаниям, он был, как все тосканцы, высок, хорошо сложен, темноволос. Вазари замечал, что Леонардо:
- "Мог петь и божественно импровизировал" на лире.
Сочетание занятий музыкой и изобразительным искусством вообще было очень распространено в "эпоху Возрождения".
- "Умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца, и хотя собственностью он не обладал никакой и работал немного, всё же он держал слуг, а также лошадей, к которым всегда был неравнодушен. Воистину он любил всех животных... Часто, проходя мимо рынка, на котором
продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их всех из корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену".
В письме 1-го его флорентийского знакомого высказано предположение, что
именно эта любовь и привела Леонардо к вегетарианству. Он был весьма неравнодушен и к красивой одежде, ко всякого рода розыгрышам и затеям. Согласно Вазари:
- "Он часто высушивал бычьи кишки, так что они становились совсем маленькими и могли уместиться на ладони. В то же время в 1-й из комнат он держал кузнечные мехи, с помощью которых мог надуть кишку до такого размера, что она заполняла собой всю комнату (которая была довольно большой), заставляя присутствующих разбегаться по углам".
4.
Описание Вазари представляет нам общительного молодого человека, певца, лютниста, искусного собеседника. Однако при этом биограф не мог знать, что происходило в голове изображаемого им человека.
- "Если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе", - писал Леонардо позже. - "Если рядом с тобой находится хотя бы 1-н человек, то ты принадлежишь себе только наполовину или даже меньше, в пропорции к бездумности его поведения; а уж если рядом с тобой больше 1-го человека, то ты погружаешься в плачевное состояние всё глубже и глубже".
В этой мысли нет ничего мизантропического: разговоры губили
многих гениальных людей - Оскара Уайльда, к примеру. Немало гениев растрачивали в разговорах своё дарование. Образ, который Леонардо являл собой миру, был всего лишь приятной маской; в сердце своём он был более чем одиноким человеком. В своём повествовании Вазари уделял мало внимания описанию уклада мастерских флорентийских художников. Как правило, мальчики поступали на обучение к мастеру 14-ти лет или около того и служили ему лет 6, после чего им позволялось вступить в "гильдию живописцев" - "гильдию Святого Луки" - и обзавестись собственной мастерской. Флорентийцы испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем жители других городов-государств. Джотто, например, живший за 180 лет до Леонардо, уже пользовался большим почётом. В 1400 году писатель-флорентиец Филиппо Виллани отстаивал т.з., согласно которой "изящные искусства" находятся в 1-м ранге со "свободными искусствами", то есть с "математикой" и "философией". Однако средневековое представление "о художнике как о простом ремесленнике" не было полностью изжито во времена ученичества Леонардо. Среди представителей высших классов считалось, что заниматься искусством можно только в качестве развлечения. Современники Леонардо или почти современники считали мастерами Сандро Боттичелли, Антонио дель Поллайоло, Фра Бартоломео и Андрее дель Сарто - сыновей дубильщика, торговца домашней птицей, погонщика мулов и портного. То, что они добились признания и чести, - заслуга не только их собственная, но и сложившегося общественного мнения, которое оказалось подготовленным к более широкому взгляду на вещи. Леонардо, как и любой другой человек его времени, стремился повысить свой общественный статус. Его произведения, его личность и интеллект были уникальны, и о нем неприлично было бы говорить как о "ремесленнике", точно так же как в наше время неприлично говорить о "скульпторах" Джакометти, Кальдере и Манцу как о "кузнецах".
Нет комментариев