Духовный облик П.А.Флоренского сложился под благодатным покровом преподобного Сергия, потому и в творчестве своем, и в личной жизни он всегда прибегал к молитвам печальника земли Русской. Отсюда – глубокая связь с русской церковностью, русской культурой, русским народом.
«Есть <…> тонкое очарование Лавры, - писал отец Павел, - которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. Тут… чувство истории, и ощущение народной души и восприятие в целом русской государственности. Это <…> конспект бытия нашей Родины… здесь Россия ощущается как целое».
И вот под сенью Лавры 23 апреля 1911 г. ректор МДА епископ Феодор рукоположил П.А.Флоренского во диакона, а на следующий день – во священника.
Об этом событии он пишет в письме к В.В.Розанову: «Что значит почувствовать на себе руку епископа, непосредственно соединенного, телесно, физически с другим Епископом, с Апостолами, с Самим Христом. Ведь… чувствуешь… буквально руку Христа Самого…
Первоначальное служение о. Павел проходил в храме Богородицы (в 2,5км от Лавры). В это время в Сергиевом Пасаде было открыто Убежище (приют) престарелых сестер милосердия Красного Креста. Почетный председательницей совета стала Великая Княгиня Елизавета Федоровна, которая принимала самое непосредственное участие в устройстве Убежища, так и во всех его делах. Великая Княгиня пригласила о. Павла к себе для знакомства. 19 мая 1912 г. отец Павел служил литургию в храме Марфо-Мариинской обители.
Великая Княгиня Елизавета Федоровна не раз встречалась с о.Павлом, просила его советов по иконописанию, интересовалась его творчеством.
В начале 1915 г. о. Павел был командирован «для исполнения пастырских обязанностей при походной церкви санитарного поезда Черниговского дворянства», который был снаряжен по инициативе Великой Княгини. Наряду с церковными службами, о. Павел дежурил как обыкновенный санитар. 15 февраля 1916 г. (в связи с поездкой и, вероятно, к 25-летнему юбилею принятия Великой Княгиней Православия), священник Павел Флоренский был награжден правом ношения знака Красного Креста.
Кроме этого, за годы священнослужения он был награжден другими церковными наградами.
По воспоминаниям архиепископа Сергия (Голубцова), богослужения, совершавшиеся о. Павлом, запомнились ему на всю жизнь, поразили глубокой одухотворенностью, красотой и благоговением.
Современников поражало, как дар священства, став средоточием личности о. Павла, преобразил все его способности и силы: телесные, душевные, духовные и умственные. Сохранились также свидетельства о тех особых случаях из их жизни, когда Бог подавал им через о.Павла благодатную помощь. В литературе об о. Павле есть их описание. Это свидетельствует, что в основе творчества о. Павла – не отвлеченные кабинетные размышления, а глубокие переживания благодатного опыта Церкви.
«Священство о. Павла, - писал протоиерей Сергей Булгаков, - не имело для себя примеров в истории русской интеллигентской общественности...»
Вокруг о. Павла сложился круг друзей и знакомых, которые стремились направить блестящую, но разноликую русскую культуру начала ХХ века в ограду церкви (епископ Феодор Позднеевский, Ф.К.Андреев, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, священник А.В.Ельчанинов, М.А.Новоселов, Вл.А.Кожевников, Ф.Д.Самарин, С.А.Цветков, Е.Н.Трубецкой, Г.А.Рачинский, П.Б.Мансуров, Л.А.Тихомиров, А.С.Мамонтова, Д.А.Хомяков, протоиерей Иосиф Фудель).
Первым, проложив интеллигенции дорогу к православному священству, о. Павел явился связующим звеном между духовенством и образованным обществом, искавшим духовные опоры в Церкви. Многих о. Павел обратил к вере, многих предостерег и удержал от гибельного пути. Гонения на веру и церковь Божию начались вскоре после революции. О. Павел мужественно встал на защиту святынь Церкви и духовного достояния России. Особым церковным послушанием о. Павла в эти годы было сокрытие главы преподобного Сергия Радонежского. В 1918 г. он вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и тем способствовал ее сохранению от уничтожения.
Братия была выселена из Лавры в ноябре 1919 г. и не имела доступа к опечатанным храмам. А в 1920 г. нависла угроза уничтожения над мощами святого Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Тихон и наместник архимандрит Кронид обратились за помощью к о. Павлу Флоренскому и графу Ю. А. Олеуфьеву. Оба, являясь членами комиссии, скрыли честную главу Преподобного. При открытии Лавры в 1946 г. глава Преподобного была возвращена в обитель. Казалось бы, какие простые строки: «скрыли честную главу». За этими словами: личное мужество, подвиг каждого, благодаря которому многие поколения православных людей со всего света могут поклониться и приложиться к святым мощам Преподобного Сергия.
Аресты, лагеря, мученическая кончина
Нет комментариев