10.ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО/ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Кроме специальной подготовки в области культуры взаимоотношений, руководителям ДОУ необходимы знания в сфере культуры управления. В процессе руководства коллективом педагогов заведующий ДОУ воздействует на его мотивационную сферу, используя поощрен] и наказания, моральные и материальные стимулы, создает психологи¬ческий климат, вызывает стремление работать лучше, подбирает задания с учетом интересов и способностей работников. Сплоченнось коллектива связана с отношением руководителя ДОУ к людям и коллегиальностью в работе. Главными слагаемыми этих черт является уме¬ние поддерживать доброе имя педагога в глазах коллектива путем доброжелательной оценки его работы, опираться на коллектив при стимулировании активности личности.
Развитию индивидуального стиля управленческой деятельности способствуют технологии:
S психолого-педагогические аутотренинга с сотрудниками ДОУ («Развитие профессионально-творческого коллектива», «Умение понимать и принимать друг друга», «Психологическая коррекция общения», «Барьеры педагогической деятельности», «Мой скрытый потенциал»);
^ деловые игры («Процедура аттестации ДОУ», «Внедрение инте рактивных технологий в деятельность ДОУ»);
S практикумы-семинары («Технология регулирования конфликтов в деятельности учреждения», «Как правильно вести переговоры с деловыми партнерами»);
S семинары-брифинги («Имидж и стиль управления руководите ля ДОУ», «Стили управления как условие формирования социально- педагогического климата ДОУ»);
50
/ мозговые штурмы («Управление развитием корпоративной культуры специалистов ДОУ», «Управление коммуникациями в реализации инновационных педагогических идей»);
/ устные журналы («Внедрение в ДОУ дополнительных образовательных услуг», «Имидж сотрудников ДОУ»);
/ интеллектуальное казино («Управление персоналом как путь обеспечения инноваций и качества деятельности», «Организационная культура как показатель качества ДОУ»);
■/ тестовые задания («Оценка характеристик коллектива», «Оценка мотивационной структуры личности»);
•/ тренинги («Как упорядочить свои мысли и новые идеи», «Сплоченная группа», «Мои сильные и слабые качества»).
Примеры тренингов и упражнений представлены в Приложении 10.
2.11. ТЕХНОЛОГИИ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Под технологией самовоспитания и самообразования мы понимаем профессионально отрефлексированную воспроизводимую систему последовательных действий педагога, направленную на достижение общих педагогических целей и определяющую порядок и алгоритм применения конкретных методов самовоспитания, самообразования, саморазвития.
Самовоспитание и самообразование являются высшими формами саморазвития. Под этим подразумевается сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальных, но неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование личности.
Коллективные формы работы (на курсах институтов повышения квалификаций, в методических объединениях, лекториях и т. д.) по повышению квалификации и теоретического уровня педагогов необходимо сочетать с самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематичного расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого педагога. Серьезное внимание следует уделить вопросам теории и практики гуманистического воспитания.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ
Самовоспитание и самообразование
Потребность изменить себя, усовершенствовать свою личность
Самоанализ
Деятельность, направленная на само-совершенствование
Самооценка
Определение цели, программы и плана деятельности
Методы, приемы, средства деятельности по самовоспитанию и самообразованию
Технология самовоспитания педагога ДОУ включает следующие этапы:
1. Самодиагностика (ревизия личностных качеств, профессиональных затруднений).
2. Самоанализ деятельности воспитателя:
— организация детских видов деятельности;
— методическая работа;
— воспитательная работа.
3. Анализ состояния по проблеме:
— потребностей;
— способностей;
— ценностных ориентаций;
— условий существования.
4. Осознание необходимости самовоспитания.
5. Определение целей и задач.
6. Определение основных направлений в самовоспитании:
— этикет;
— культура общения;
— самореабилитация;
— самопрезентация и др.
7. Изучение литературы по проблеме (знакомство с программой самовоспитания знаменитых личностей).
8. Создание программы по самовоспитанию.
9. Разработка критериев качественных изменений в процессе са-мовоспитания.
10. Выбор форм и методов самосовершенствования (соревнование, самообязательство, самоприказ, самовнушение и др.).
11. Стимулирование (опора на положительные эмоции — радость творчества, состояние вдохновения).
52
12. Деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ дошкольного образования:
— организация детских видов деятельности;
— взаимопосещение занятий коллег;
— организация работы с родителями воспитанников;
— курсы повышения квалификации;
— участие в мероприятиях ДОУ на уровне города (района).
13. Подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования (фиксировать свои результаты, так как потребность в самореализации — ведущая потребность человека).
Технология самообразования педагога ДОУ включает следующие этапы:
1. Самодиагностика педагога:
— когнитивный уровень («Я знаю, что я ничего не знаю»);
— коммуникативный уровень (самооценка, стиль общения с детьми);
— эмоциональный уровень (психоэмоциональное состояние).
2. Анализ деятельности по проблеме:
— результативность воспитания и обучения детей;
— результативность собственной деятельности;
— затруднения педагога;
— потребности педагога.
3. Разработка программы самообразования:
— определение цели и формулирование задач деятельности;
— определение форм и методов работы по самообразованию;
— определение критериев успешности самообразования;
— прогнозирование результатов.
4. Корректировка плана.
5. Итоговая диагностика.
6. Закрепление достигнутых результатов.
7. Определение более сложных задач на будущее. Самовоспитание и самообразование педагога будут продуктивными, если педагог:
^ осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;
У требователен к себе, недоволен собой, стремится стать лучше, осознает необходимость самовоспитания, самообразования;
^ умеет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, имеет их;
^ владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта, принимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений;
S имеет идеалы;
S знает методики самовоспитания, самообразования, средства и способы работы над собой, владеет ими;
S конкретно действует в одном или нескольких направлениях своего развития;
S его программа профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
S обладает готовностью к педагогическому творчеству;
S осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития;
^ обладает развитой способностью к рефлексии. 1
Среди факторов, влияющих на процесс самовоспитания и самооб разования, следует отметить следующие:
S формирование общественных идеалов;
S притязание личности на признание себя в коллективе;
■S ориентация на положительные примеры;
S создание обстановки здоровой критики и самокритики;
S внесение в работу атмосферы состязательности. 1
Как отмечалось выше, эффективность процесса самосовершенствования зависит от того, насколько хорошо педагог владеет метода-] ми его осуществления. К основным методам относятся:
S самоприказ, самообязательство, самопринуждение,
самоубедение;
S самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение, самокритика;
S самоконтроль, самооценка, корректировка плана деятельности;
S эмоционально-мысленный перенос в положение другого (эмпа тия), сопереживание;
^ самоинструктирование, самоподчинение, самонапоминание;
S самопобуждение (самоубеждение, самоприказ, самопринуждение), самоинформирование;
S самоорганизация (самоконтроль, самоотчет, самоанализ).
Безусловно, перед руководителем ДОУ стоит задача стимулирования процессов самовоспитания и самообразования педагогов. Для ее 1 решения целесообразно воспользоваться технологией стимулирования процесса самообразования и самовоспитания педагога ДОУ, I представленной ниже.
1. Изучить самоанализ педагога и провести диагностику его мотивации к осуществлению педагогической деятельности.
2. Организовать психологическую диагностику воспитателя с целью выявления творческих способностей, профессионально- личностных качеств и т. д.
3. Определить систему средств, с учетом особенностей педагогов, их возможностей, с целью побудить каждого к поиску и творчеству.
4. Обеспечить условия для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности.
5. Определить условия целесообразности и эффективности тех или иных форм самовоспитания и самообразования:
— проанализировать результаты собственной деятельности за истекший период;
— сделать запрос и провести собеседование с психологом;
— разработать модульный проект по индивидуально-лично- стному развитию;
— заполнить лист карьеры на следующий период профессиональной деятельности;
— определить «доверенное лицо».
6. Обеспечить методический кабинет ДОУ литературой по психологии, современными периодическими изданиями.
7. Обеспечить технологическую базу (компьютер, ксерокс) для индивидуальной работы педагогов по исследовательским, творческим темам; систему административного поощрения педагогов, занимающихся исследовательской работой.
8. Разработать систему материального поощрения творческих педагогов (денежные премии), организовать помощь педагогам в подготовке публикаций и рецензировании своих исследований, подготовке самоанализа педагогической деятельности.
9. Установить график отчетности педагогов на заседании Совета педагогов для обмена опытом, представления результатов перед всем педагогическим коллективом.
10. Составить программу совершенствования психологической культуры педагогов (обучающие семинары по приобретению психологических знаний, тренинги социальных, коммуникативных навыков, личностного роста).
И. Разработать систему мер, обеспечивающих благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, отказ от мелочного контроля, поощрение инициативности, демократичный стиль, совместное создание традиций педагогического коллектива (для педагогов).
12. Разработать программу обмена опытом всех педагогов — как своего, так и других ДОУ.
13. Обеспечить методическую помощь педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег. Разработать программу семинаров и педсовета по тематике «Личность педагога ДОУ и эффективность педагогической деятельности».
14. Разработать положения о коллективных и индивидуальны: конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой дея тельности педагогов.
Руководителю следует помнить о разнообразии стимулов профес сионального развития педагогов, среди которых:
^ мотивы самостоятельности, реализации себя в творческой педа гогической деятельности;
У мотивы личного развития;
У мотив самоутверждения, достижение социального успеха;
^ мотив стабильности;
S мотив состязательности;
У демонстрация результатов в форме диаграмм, плакатов и т. д. на I педсовете, методических оперативках;
У объявление благодарности;
У публикация опыта в городских СМИ;
У представление опыта;
■S вручение Почетной грамоты;
У привлечение для участия в разработке важных проблем педаго-1] гического процесса ДОУ;
У фотографирование «Мастер-педагог» на выставку;
S предоставление дополнительных дней отдыха к отпуску;
У поощрение санаторно-курортными путевками.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Отличительной чертой какой технологии является поиск решений в обстановке, когда критика любых идей запрещена и каждая идея, даже нелепая, поощряется?
2. Дайте характеристику методам создания мотивации участия в дискуссии.
3. В чем заключается отличие деловой игры от других видов игр, используемых для формирования профессиональных знаний и умений специалистов?
4. От чего зависит техника ведения мозгового штурма, дискуссии и т. п.?
5. Охарактеризуйте основные типы ситуаций, с которыми обычно сталкивается любой специалист в своей деятельности.
6. Какие существуют методы работы с ситуациями, в чем их различие?
7. Раскройте алгоритм подготовки и проведения мозгового штурма/дискуссии/деловой игры/анализа конкретной ситуации/педагогической студии/мастер-класса/педагогического совета.
8. Определите основные причины, от которых зависит эффективность организации и проведения мозгового штурма, дискуссии, деловой игры и т. п.
9. В чем заключается отличие мастер-класса от педагогической студии?
10. Определите условия, при которых возникает необходимость в использовании проектов.
11. Дайте характеристику этапам деятельности в технологии «Портфолио».
12. Какой принцип является основным при сборе материалов и оформлении портфолио?
13. Почему коллективные формы работы по повышению квалификации и теоретического уровня педагогов необходимо сочетать с их самообразованием?
14. Опираясь на результаты личностной самодиагностики и самоанализа своей профессиональной деятельности, составьте программу своего будущего самообразования по следующей схеме: направления профессионального самообразования—задачи самообразования—методы и средства его осуществления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ состояния практики разработки и использования педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о появлении у руководителей и педагогов образовательных учреждений потребности в их применении, осознании их роли и места в деятельности методиста и воспитателей.
Использование педагогических технологий дает свои положительные результаты, поскольку:
^ разрабатывается согласно целевым установкам, имеющим форму конкретно ожидаемого результата (то есть диагностичное целеполагание);
^ четко выстраивается алгоритм педагогических действий по до¬стижению поставленной цели;
S достижение цели в наименьшей степени зависит от педагогического опыта и квалификации воспитателя.
Однако специально проведенная нами диагностика показывает наличие затруднений в разработке и реализации педагогических технологий, которые объясняются главным образом недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогов к данному аспекту профессиональной деятельности.
Анализ причин наличия затруднений в разработке и использован: педагогических технологий показал, что на первое место вышла недостаточная сформированность соответствующих умений и навыков.!
Конечно, эффективность использования педагогических технологий зависит не только от различий исходного уровня специальных зна¬ний и умений разработки и реализации технологий, но и от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.
Нами раскрыта сущность педагогической технологии и представлен алгоритм реализации тех технологий, которые вызывают наибольший интерес у педагогов ДОУ.
Авторы надеются, что представленные в учебно-методическом пособии материалы помогут руководителям и членам педагогического коллектива образовательного учреждения в разработке и реализации педагогических технологий. Приложения могут служить в качество нормы-образца при самостоятельной разработке.
Литература .
1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущнос и технология // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 3. — С. 6—12.
2. Атемаскина Ю. В. Портфолио педагога дошкольного образова-тельного учреждения: создание и использование // Детский сад от А до Я,— 2010, — № 1, —С. 132—139.
3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
5. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понят! // Советская педагогика. — 1991. — № 9. — С. 123—128.
6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
7.Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: метод, рекомендации по созданию и использованию. — Томск: Изд-во ТГУ, 2007. — 66 с.
8.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философа __ м.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
9.Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 234 с.
10 Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989. — 77
11. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222
12. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995.
13. Монахов В. М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. — 2000, —№3, —С. 57—71.
14. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.
15. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагоги¬ческие технологии в обучении. — Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
16. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности пе¬дагога: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
17.Профессиональные объединения педагогов: метод, рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 144 с.
18. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. — 2002. — №1. — С. 38.
19. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
20. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
21. Селевко Г. К, Соловьева О. Ю. Технологический подход в об-разовании // Завуч. — 2008. — № 1. — С. 4—12.
22. Сластенин В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к под-готовке учителя // Педагог. Наука, технология, практика. — 1996. — №l.--C. 17—28.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев