ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
2.1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Мозговой штурм (от англ. brainstorming — мозговая атака) — метод обучения, основанный на групповом формировании проблемно- познавательной задачи, представляющий собой единство двух элементов — выдвижения идей и их развития.
Этот метод был разработан Алексом Осборном (США) во время Второй мировой войны. В России стал использоваться с начала 70-х годов XX века.
В его основу положен тезис об отделении процесса генерирования идей от процесса их анализа и оценки. Данный тезис позволяет снять психологические, коммуникативные, социальные барьеры, сдерживающие творческую активность человека.
Использование метода мозгового штурма способствует формированию способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, приобретении опыта коллективной мыследеятельности, творческом усвоении и переработке материала.
Цель мозгового штурма — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.
Технология подготовки и проведения мозгового штурма содержит следующие этапы: подготовительный, генерирования идей, анализа и оценки идей.
Подготовительный этап. Работа ведущего на данном этапе включает в себя четыре последовательных шага.
1. Формулирование проблемы. Проблема должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес участников мозгового штурма. В формулировку проблемы должна быть заложена возможность многих неоднозначных вариантов решения.
2. Отбор участников мозгового штурма. Численный состав группы 7—12 человек. Среди них должны быть «дилетанты» и «специалисты» по данной проблеме, в соотношении 5:7. «Дилетанты» — это
16
люди с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. «Специалисты» — люди, обладающие большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способные критически оценить выдвинутые идеи. Следует отметить, что ведущий мозгового штурма должен быть специалистом по данной проблеме.
3. Формулирование правил ведения мозгового штурма. К основным правилам относятся следующие:
У запрет любой критики (вербальной и невербальной) на этапе генерирования идей;
У допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей;
У идеи могут высказываться без обоснования;
У предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству;
•S идеи высказываются короткими предложениями;
У все идеи, высказанные вслух, записываются теми же словами, какие произнес автор идеи. Требование записывающих идеи «уточнить формулировку» недопустимы, так как могут прервать творческий процесс;
У участник должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы;
У каждый участник высказывает свое предложение в порядке очереди, что должно предотвратить доминирование одного или двух членов группы. Если у кого-то из участников нет идеи, об этом нужно сразу же заявить, и никто не должен эту ситуацию комментировать.
4. Решение организационных вопросов. Ведущий готовит помещение, необходимую технику, доску или транспарант и т. п.
Этап генерирования идей. На данном этапе ведущий представляет участников мозгового штурма друг другу, знакомит их с правилами, формулирует проблему. На это отводится 10—20 минут. Затем группа переходит к выдвижению идей по точно, корректно сформулированной проблеме. Поскольку участникам предстоит интенсивная умствен¬ная нагрузка, то время работы регламентируется 10—15 минутами.
Этап анализа и оценки идей. На этом этапе происходит обсуждеие, отбор и оценка лучших идей. Основная роль принадлежит «специалистам». Вначале все высказанные идеи распределяются по трем «корзинам»:
' идеи ценные и выполнимте сейчас""^0РМ(1щ,0НКЫЙ j
S «бредовые» идеи (фантастические, не отвечающие поставленной цели и т. п.).
Затем приступают к обсуждению идей по «корзинам» и целиком. Изучают признаки, по которым можно объединить идеи, и, в соответствии с этими признаками, они классифицируются в группы. Изучают возможные препятствия к реализации выдвинутых идей. Далее из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирают оптимальную идею с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей. Наконец, составляется окончательный список практически используемых идей: в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний. Создается общая схема решения проблемы.
На анализ идей отводится 30—40 минут, на составление отредактированного списка идей — 30 минут.
Итоги мозгового штурма подводит ведущий. Он называет общее количество предложенных идей, дает общую оценку работе, отмечает положительные нюансы, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т. д.
У мозгового штурма есть довольно много разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.
Брейнрайтинг. Термин «брейнрайтинг» (от англ. brainwriting — запись мыслей) введен учеными Института Баттеля во Франкфурте. Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).
Правила мозговой атаки и последовательность анализа и оценки идей распространяются и на записи мыслей.
Мозговая атака на доске. В одном из помещений (например, в ме-одическом кабинете) на стену вешают специальную доску, чтобы педагоги размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана — большими яркими (разноцветными) буквами — требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в решении этой проблемы, может приколоть на доску листок с зафиксированной на ней идеей.
18
Преимущества данной техники:
проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно в умах заинтересованных в ее разрешении лиц;
S знакомясь с идеями, записанными на приколотых к доске листках, работник, скорее всего, придумает что-то свое;
V время размышления над проблемой не ограничено 1—2 часами работы в группе мозгового штурма;
У если листков с идеями немного или их нет вовсе — это говорит о том, что следует найти способы побудить сотрудников относиться к работе более творчески.
Мозговой штурм имеет несколько вариантов проведения. Вариант 1 — прямой мозговой штурм. Представляет собой прямую постановку проблемной задачи. Участники должны предложить идеи для ее решения.
Вариант 2 — обратный мозговой штурм. Целесообразно применять при создании какой-либо модификации. Задача — выявить в существующем явлении, процессе, предмете максимальное число недостатков и максимально устранить эти недостатки во вновь разрабатываемой модели.
Вариант 3 — комбинированный мозговой штурм. Здесь используют прямой и обратный мозговой штурмы в разных комбинациях.
Вариант 4 — индивидуальный мозговой штурм. Человек сам генерирует идеи и сам дает им оценку.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев