И. Шамова выделяет группы технологий следующего порядка:
S личностно ориентированные технологии обучения;
•S технология разноуровневого обучения; адаптивная система обучения;
■S технология модульного обучения;
■S личностно ориентированные технологии воспитания;
S технологии, построенные на принципах системно-деятель- ностного подхода в организации обучения.
Наиболее полная классификация педагогических технологий принадлежит Г. К. Селевко. Он предлагает объединить педагогические технологии в несколько обобщенных групп по сущностным и инструментально значимым свойствам (см. приложение 11):
S по ведущему фактору психического развития — биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
S по научной концепции — ассоциативно-рефлекторные, бихеви-ористские, гештальттехнологические, интериоризаторские, технологии нейролингвистического программирования, суггестивные;
S по ориентации на личностные структуры — информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические;
S по характеру содержания образования — обучающие и воспи¬тывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, отраслевые, предметные, частно-тематические;
У по типу организации и управления познавательной деятельностью — технологии лекционного обучения, аудиовизуальные технологии, технологии обучения с помощью учебной книги, система «малых групп», компьютерное обучение, система «репетитор», «программное обучение» и др. (постоянно появляются новые технологии);
по непосредственному отношению к ребенку в процессе обучения — авторитарные, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания и др.;
У по категории обучающихся — массовые (традиционные) школьные технологии, технологии продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, виктимологические технологии, технологии работы с отклоняющимися детьми;
S по способам, методам и средствам обучения — догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные технологии, технологии программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие технологии;
S по характеру структуры — монодидактические и полидидактческие. Автор указывает на то, что монодидактические технологии используются достаточно редко, а именно происходит конструирование полидидактической технологии, объединяющей, интегрирующей це¬лый ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо оригинальной авторской идеи.
Перечень подходов к классификации педагогических технологий можно продолжить: постоянно разрабатываются новые технологии обучения и воспитания, их система будет постоянно расширяться.
В целом, наблюдается тенденция развития технологий — от технологий обучения к технологиям развития. Развитие технологий от монологических до технологий диалогических, исследовательских и, наконец, рефлексивных. Особенно акцентируем тенденцию интеграции современных педагогических технологий, свойственную многим процессам — социальным, экономическим, педагогическим.
Совершенствование педагогических технологий постоянно включает в себя расширение, усложнение и укрепление взаимных контактов и взаимозависимости. Каждая технология обладает вполне определенными и ограниченными возможностями. Растет разнообразие технологий, увеличивается возможность их взаимопроникновения, интеграции с другими технологиями обучения и воспитания. Например, технология полного усвоения знаний признана в педагогической практике как технология репродуктивного характера, ориентированная на достижение всеми учащимися государственных образовательных стандартов, а методы и формы технологии контекстного обучения неэкономичны во временном аспекте учебно-воспитательного процесса. Интегрируя педагогические технологии, мы минусы одной технологии уравновешиваем плюсами другой.
Внедрение педтехнологий в педагогический процесс любого образовательного учреждения требует выделения ряда положений, способствующих их моделированию и проектированию.
В. М. Монахов называет следующие моменты при проектировании педтехнологий:
S новые педтехнологии обеспечивают саморазвитие ребенка и педагога, творческую активность и широкое введение методических инноваций в педагогический процесс;
S особое внимание при проектировании педтехнологий уделяется интеграции учебной, познавательной, организационной, методической деятельности со стороны педагога в рамках единого педпроцесса;
^ ведущим принципом в проектировании педтехнологии является и должна быть активность самого ребенка, что предъявляет новые требования к мотивации деятельности, готовности будущего ученика;
■S качественно новое понимание и многоаспектная реализация принципа наглядности, предусматривающая методы познавательной деятельности;
S сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной деятельности.
В. А. Сластенин и Н. Г. Руденко к побудительным причинам, по-рождающим возникновение и практическое использование педагогических технологий в современных условиях, относят [22]:
S необходимость внедрения системно-деятельного подхода;
S потребность в осуществлении личностно ориентированного взаимодействия, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний;
S возможность проектирования технологической цепочки проце¬дур, методов, организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, обеспечивающих гарантированные результаты педагогического процесса и снижающих негативные последствия работы малоквалифицированного педагога.
В каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении внедрение педагогических технологий определяется и детерминируется социокультурными ценностями, принятыми в обществе, в конкретном образовательном учреждении, конкретными педагогами.
14
Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педтехнологий в дошкольном учреждении, должен служить принцип ориентации на современные и прогнозируемые потребности личности педагога и ребенка, дошкольного воспитания и образования, региона, общества в целом.
Для внедрения педагогических технологий в дошкольное образова¬тельное учреждение необходимо:
■У первоначальное накопление новых технологий, стихийные экс-перименты, появление частей технологий при фрагментарном их ис-пользовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познава¬тельной, творческой деятельности детей;
■S систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов;
У формирование нового видения социально-педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности;
S профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе;
•S создание научно-методического обеспечения обновления содержания педагогического процесса и педагогических технологий.
Вопросы и задания для контроля и самоконтроля
1. Дайте современную интерпретацию понятия «педагогическая технология».
2. Кем из ученых-педагогов впервые была высказана идея о том, что обучение должно стать «техническим»?
3. Почему именно программированное обучение стало базисным основанием педагогической технологии?
4. Назовите структурные компоненты педагогической технологии.
5. По каким признакам мы можем определить, что наша деятельность стала технологичной или что мы разработали какую-то новую технологию?
6. В чем заключается отличие педагогической технологии от методики?
7. Охарактеризуйте подходы к классификации педагогических технологий.
8. Выделите побудительные причины, порождающие возникновение и практическое использование педагогических технологий в современных условиях.
15
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев