2. ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям.
Т. И. Шамова выделяет следующие существенные характеристики педагогической технологии:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая, философская позиция;
S технология разрабатывается согласно целевым установкам, имеющим форму конкретно ожидаемого результата, выстраивается технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций;
S функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, в которой должна присутствовать оптимальная реализация человеческих и тех¬нических возможностей;
S планирование должно быть поэтапным, и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым педагогом, кроме того, должна присутствовать гарантия достижения планируемых результатов (например, государственного стандарта) всеми детьми;
S органической частью педагогической технологии являются диа-гностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности детей.
Таким образом, любой педагогической технологии присущи следующие признаки:
S диагностическое целеобразование;
^ результативность (эффективность);
S экономичность (оптимальность);
S проектируемость (алгоритмичность);
S целостность (системность); научность (концептуальность);
■S новизна(современность);
S гибкость (интегративность);
S управляемость (корректируемость);
S интенсивность;
S воспроизводимость.
10
Для того чтобы понять, используем ли мы действительно педагогическую технологию, достигла ли наша деятельность технологического уровня, нужно проанализировать, имеет ли она диагностичную цель, высоки ли ее результаты, лучше ли эти результаты, чем у других, эко¬номичны ли наши затраты, целостна ли наша деятельность, подверже¬на ли деятельность наша и наших воспитанников влиянию, управляе¬ма ли она, можем ли мы откорректировать нашу деятельность, могут ли другие повторить наш путь. Если все эти признаки прослеживают¬ся в нашей деятельности, значит, мы действительно открыли какую-то новую технологию.
По мнению В. И. Загвязинского, А. М. Кушнира, Г. К. Селевко и других, именно своей воспроизводимостью, жестким алгоритмом действий, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» («если талантливый педагог», «если способные дети», «если хорошие родители» и т. п.) педагогическая технология отличается от методики.
Указанные выше признаки позволяют нам выделить функции пе-дагогической технологии.
Действие, значение педагогической технологии заключается в том, что признаки, присущие педагогической технологии, становятся свойственны и самому педагогическому процессу, нашей деятельности. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, проектируемым, алгоритмичным, целостным, системным, научно обоснованным, концептуально ориентированным, управляемым, корректируемым, интен¬сивным, гибким, интегративным, современным, воспроизводимым. Если мы имеем желание вести педагогическую деятельность с такими характеристиками, то мы должны вывести свою деятельность на технологический уровень, использовать и интегрировать педагогические технологии.
Функция педагогических технологий прослеживается и в их влиянии на личность педагога. Осваивая и интегрируя современные личностно ориентированные педагогические технологии, педагог достигает необходимого уровня технологической культуры, а вместе с тем повышает и уровень своей профессионально-педагогической культуры в целом.
Сегодня разработано множество педагогических технологий. В связи с этим возникает необходимость в их классификации, упорядочивании. Следует отметить, что единой системы деления, классификации педагогических технологий на сегодняшний день в педагогике не существует: различные авторы предлагают разные основания.
11
Рассмотрим некоторые подходы к классификации педагогических технологий.
В педагогическом процессе условно выделяются два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных процесса — процесс обучения и процесс воспитания. Тогда и педагогические технологии можно делить на технологии обучения и технологии воспитания (В. В. Воронов, В. Ю. Питюков, В. А. Сластенин и др.).
В основании классификации, предлагаемой А. И. Иваницким, J1. А. Лисиной, П. И. Самойленко, лежит системно-деятельностный подход.
Авторы выделяют следующие обобщенные педагогические технологии:
S технологии проблемного обучения;
^ технологии развивающего обучения;
S технологии дифференцированного обучения;
S технологии концентрированного обучения;
S технологии модульного обучения;
S технологии, построенные на основе дидактических игр;
S технологии активного (контекстного) обучения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев