Метатехнологии представляют образовательный процесс на социально-педагогическом уровне. Это общепедагогические, обще-дидактические, общевоспитательные, социально-воспитательные тех¬нологии, которые охватывают целостный образовательный процесс на уровне страны, региона, образовательного учреждения (например, технология дошкольного образования в РФ, педагогическая техноло¬гия подготовки воспитателей в педагогическом колледже и т. д.).
2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии (предметный или частнометодический уровень) охватывают деятель¬ность в рамках какой-либо образовательной области, направления вос¬питания и обучения, учебной дисциплины (например, технология пре¬подавания педагогов-новаторов, технология управления деятельно¬стью коллектива, педагогическая технология проблемного обучения, игровые технологии и т. д.).
3. Модульно-локальные технологии — это технологии осущест¬вления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процес¬са или направленные на решение частных методических или воспита¬тельных задач (например, технология отдельных видов деятельности субъектов, технология проведения занятия по ознакомлению с окружа¬ющим миром и т. д.).
4. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимо-действию (например, тренинговые технологии по коррекции отдель¬ных качеств индивида).
Анализ различных определений и описаний сущности педагоги¬ческой технологии позволяет нам за основное принять следующее определение. Педагогическая технология — это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охва¬тывающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Педагогические технологии рассматриваются как один из видов че- ловековедческих технологий и базируются на теориях психодидакти¬ки, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
К наиболее известным авторам современных педагогических тех¬нологий за рубежом относятся Б. Блум, Д. Брунер, В. Коскарелли, Дж. Кэролл, Д. Хамблин. Отечественная теория и практика осуществле¬ния технологического подхода к образованию отражена в научных тру¬дах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, П. Я. Галь¬перина, М. В. Кларина, JI. Н. Ланды, А. Г. Ривина, Н. Ф. Талызиной, Н. Е. Щурковой и других. Технологиям педагогического образования посвящены работы В. И. Андреева, С. И. Архангельского, М. М. Ле¬виной, Н. Д. Никандрова, О. П. Околелова, В. В. Серикова, В. А. Сла- стенина и других.
Для выявления сущности педагогической технологии важно по¬нять, что ее составляет, какова структура педагогической техноло¬гии. Из определения следует, что компонентами педагогической тех¬нологии выступают:
S концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
S содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);
S процессуальная часть (то есть формы, методы, средства, усло¬вия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
Определив понятие и структуру педагогической технологии, в следующем параграфе мы продолжим раскрытие сущности данного явления.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев