6. "НЕКОТОРЫЕ ТЕКСТЫ из ФИЛОНА".
В заключение желается привести некоторые тексты из Филона, подтверждающие одновременное наличие у него "эстетики монотеистической" и "эстетики выработанной у него в результате толкования Библии при помощи идей стоического платонизма". Тексты конкретизируют положительную "концепцию эстетики" у Филона.
В трактате "О провидении" Филон рассуждал об изменяемости мира как в отдельных его частях, так и в целом, и при этом замечал, что нельзя признавать материю принципом, совечным Богу, поскольку это нечестиво*(*101). Вместе с тем Филон утверждал, что учение о тварности мира было уже у Платона, а ранее Платона об этом же учил Моисей*(*102), т.е. фактически отказывался признать Творение из Ничего и приписывал тот же взгляд Моисею. Но в то же время Филон постепенно выдвигал здесь 1-н существенный момент.
В трактате "О творении мира" Филон, излагая "Историю Творения Мира", подчеркивал, что хотя в Библии и говорится о Творении мира в 6 Дней, но на самом деле здесь не имелось в виду Творение во Времени. О 6-ти днях говорится просто как о числе "6". Мир же был "Сотворён вне времени", так что никакого "генетического объяснения для появления мира" дать нельзя*(*103). Мысль о внезапном появлении твари встречалась у Филона не раз: в том же трактате человек появлялся перед сотворёнными "ранее" животными внезапно*(*104), внезапным являлось и познание Божества. Об этом целое рассуждение в трактате "О бегстве и нахождении". Среди различных видов нахождения - "нахождение теми, которые не ищут". А таковы - "мудрые, достигающие совершенства не благодаря труду и научению, но получающие его с Неба". При этом мудрые рождаются вне времени, и не нуждаются в нём*(*105). Вне времени и вне всего смертного - добродетель. Она рождается непосредственно от Бога, тотчас, без промедления*(*106). Как мудрость, так и добродетель не мыслима у их обладателей без сознания ничтожества перед Богом. Они не гордятся ни своей мудростью, ни добродетелью, но в радостном ожидании обращаются к Богу, предвкушая наслаждение от его внезапного благого дара*(*107). Эта внезапная Природа Божественного Творения, внезапная Природа познания Бога, и внезапное овладение Истинною Добродетелью связаны с тем, что "Бог, будучи Творцом Времени, сам находится вне времени". Он совершенно не изменяется и для него нет ни прошлого, ни будущего. Для вечного Бога все является настоящим, поэтому он не скован временной необходимостью*(*108). Человек также, в отличие от всего сотворённого Божеством, в отличие от животных и растений, не подчиняется закону необходимости. Его Природа божественна, поскольку он наделён разумом и свободою воли. Человеческие поступки, не могут быть объяснены простым стечением обстоятельств и чередованием причин и следствий. Но человек, по Филону:
- "Создан Богом так, что он сам выбирает между добром и злом"*(*109).
Так диалектика творческого акта оказывалась у Филона связанной с личностным пониманием Творения, и хотя трансцендентность Личного Бога здесь у Филона на 1-м плане, всё же противоречия во взаимоотношениях между Творцом и Творением здесь не возникало ввиду непосредственного и личного характера этого взаимоотношения. Этот непосредственный и личный характер общения между Богом и человеком Филон подчеркивал в толковании Быт. 15, 12:
- "При захождении солнца крепкий сон напал на Авраама; и вот напал на него ужас и мрак великий".
"Ужас" - греческое "extasis", означало здесь, по Филону, "вдохновение"; Авраам находился под невидимым воздействием Божиим и был охвачен "даром пророчества", а непосредственный характер этого божественного воздействия подчеркивался словами "при захождении солнца", т.е., по толкованию Филона:
- "Без посредства ума"*(*110).
Но вместе с тем Филон постоянно оказывался вынужден вводить целый ряд последующих звеньев между Творящим Богом и его Творением, толкуя в трактате "О Боге" явление Аврааму Господа у дубравы Мамре*(*111), Филон понимал это место так:
- "Он возвёл очи свои, и взглянул, и вот, 3-и мужа стоят против него",
Это означало, что Авраам увидел Сущего, т.е. Творца и Деятельную Причину Мира и 2-е Силы его, т.е. "творческую" - "Бога" и "царственную" - "Господа". Эти "Силы" - "херувимы", т.е. формы, по которым "Бог создал Мир" и которые по этой мысли, сообщали всему надлежащий порядок и устройство, поскольку "Бог материю из небытия приводил в бытие". В этом толковании наиболее ясно сталкивались 2-е тенденции у Филона, поскольку всякий раз, как у него заходила речь "о посредниках между Богом и Миром", Филон оказывался под влиянием "языческих философских конструкций", что особенно было заметно из следующей его концепции. В трактате "О херувиме" Филон предлагал своего рода "иерархию познавательных субстанций": "Бог - Душа - Ум в Душе - чувственный Мир". Душа, непосредственно предстоящая Божеству, изъята из круга рождения. Ум же, сначала будучи слепым, наполняется созерцанием чувственных вещей и воображает себя их собственником, в чём ему приходилось разувериться. Так Филон толковал Быт. 4,1, слл.:
- "Адам - ум; Ева - чувство; Каин - символ неразумия и т.п. Херувим же - символ благости и господства Божиих, а его оружие - огневидное и всепроникающее слово Божие".
Или же Филон, разъясняя Исх. 16,3-4, говорил, что:
- "Манна небесная - это божественный Логос, который является, лишь с удалением страстей, питает Души добродетельных, освобождая человека от зла"*(*112).
Этот же Логос у Филона понимался и совершенно иначе*(*113).
Когда Филон противопоставлял друг другу Бога и Творимый Им Мир, то Мир понимался им как нечто изменчивое и никогда не равное самому себе. Бог же, напротив, оказывался неизменным*(*114), покоящимся*(*115), нерожденным и неподвижным*(*116), единым и единственным, несмешанной и простой природой*(*117). Бог лишён качества*(*118), он не смешанная ни с чем монада*(*119). Ясно, что так характеризуемое Божество уже не могло вступать ни в какие интимные отношения с созданными им людьми, т.к. Оно само ровно ничего общего с человеком не имело, поэтому Филон и утверждал, что:
- "Если в Писании и говорится о Боге как об Отце, воспитывающем своих детей, то это сказано только для назидания и вразумления"*(*120), на самом же деле Бог выше и Любви, и Блага, и Красоты, совершеннее, чем Добродетель, прекраснее, чем Красота*(*121). Такой Бог может быть познан только в порядке постепенного восхождения от чувства к уму, но и тогда мы познаем не само Божество, но только обнаружим самый факт его существования*(*122). Поэтому у Бога, собственно говоря, нет Имени, но Его можно назвать только Сущим*(*123), как Он и Сам называет себя Моисею"*(124).
Ввиду такого рода "абстрактно-философской" характеристики Бога, Филон уже не мог непосредственно произвести от Его Мира, но нуждался во введении посредствующих Сил, или "Логосов", с помощью которых Он и производил из "материи" - Мир, Сам уже не имея непосредственного отношения к Творению*(*125), *(*126). Божественные Силы и Логосы, представленные в виде Единого Логоса, по этой мысли, являются промежуточным звеном между неизменным Сущим и изменяемым Миром, и, в конце концов, Логос и принимает на себя функции Божества, становясь как бы "Идеальным Планом Творения*(*127) и тем Законом, который управляет Сотворённым Миром*(*128). Но, оказываясь Законом Природы - Божественное Слово понимается: как Судьба*(*129) и, т.о., обожествляет и Природу, т.ч. Природа во всех своих случайных / роковых проявлениях оказывается наделённой свойствами Самого Божества. В самом деле, Природа является нерождённого, неизменною, нестареющей и бессмертной*(*130). В конце концов "Жить по Богу", также как и "Жить по Природе" - оказывалось у Филона 1-м и тем же, т.е. от "библейского монотеизма" переходило к "стоическому пантеизму". Т.о., двойственность "эстетики" Филона,"библейской" / "монотеистической" / "языческой" и "стоически-платонической", после детального изучения текстов Филона подтверждается. Необходимо подчеркнуть, что, как ни велик вклад в античную эстетику, который был сделан "неопифагорейцами" и Филоном Александрийским, все эти мыслители всё же являются более или менее отдалённым предшествием "неоплатонизма". Они жили, мыслили на самом рубеже старой и новой эры, а чтобы подойти ещё ближе к "неоплатонизму", оформившемуся в III веке н.э. в творчестве Плотина, необходимо отдавать себе отчёт в том, чем же были заполнены 1-е 2-а века н.э., т.е. необходимо давать себе отчёт в том, что же было сделано непосредственными предшественниками "неоплатонизма". "Структурно-числовой универсализм неопифагорейцев" и "генологически-символический универсализм эстетики" Филона Александрийского дополнялись в 1-е 2-а века н.э. новыми, весьма существенными для "неоплатонизма" конструкциями. Т.ч. в следующей оцифровке темы мы займёмся изучением идеологического творчества "платоников" II века.
*(*101). - /De provid. l 7/.
*(*102). - /20-23; ср. De opif. m. 25/.
*(*103). - /De opif. m. 13-15/.
*(*104). - /83-86/.
*(*105). - /De fuga et invent. 166-176/.
*(*106). - /De mut. nom. 141-144/.
*(*107). - /154-165/.
*(*108). - /Quod deus sit immut. 20-32/.
*(*109). - /33-50/.
*(*110). - /Quis rer. div. her. 249-266/.
*(*111). - /Быт. 18, 1-2/.
*(*112). - /Leg. allegor. III 161-181/.
*(*113). - /В этом отношении много сделал русский исследователь Филона М.Д.Муретов "Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова", М., 1885 года, выводы которого используются в данной оцифровке/.
*(*114). - /Аtrepton. De cherub. II 12/.
*(*115). - /Hestota. Leg. allegor. I 266/.
*(*116). - /Аgennёton atrepton te cai acineton, De somn. V 110/.
*(*117). - /Ho theos monos esti cai hen, oy sugcrima, physis haplё. Leg. allegor. I 189/.
*(*118). - /Аpoion. Leg. allegor. I 142/.
*(*119). - /Аcratos monas. Quod deus sit immut. II 424/.
*(*120). - /II. 412/.
*(*121). - /Legat, ad Caium 992 С; ср. De opif. m. I 6/.
*(*122). - /Оус hoios esti all' hoti esti, De praem. et poen. 916 В - 917 A/.
*(*123). - /Тo on, ho on; евр. Иегова/.
*(*124). - /De poster. С. II 342/.
*(*125). - /Оус ephaptomenos aytos... alla tais asomatois dynameisin catechrёsato. De vict. offer. 857 E - 858 A/.
*(*126). - /Мне это субъективно напоминает "деизм", т.е. признание, что некий Личностный "Бог создал Мир, Вселенную, Землю и... человека, затем отошёл и отвернулся в сторону, Ему не интересно, как этот Мир будет развиваться/.
*(*127). - /Аrchetypos idea, idea ideon, cosmos noёtos. De opif. m. I 14; De somn. V 132; De vict. offer. 836 E; De spec. leg. 789 E/.
*(*128). - /Аidios ton holon nomos. De plant. III 90/.
*(*129). - /Heimarmene cai anagcё. Quis rer. div. her. IV 34/.
*(*130). - /Аgennёtos, en homoioi menoysa, ageraos cai athanatos. De sacrif. Ab. et C. II 124-126, причем в первой главе этого трактата так же характеризуется и Бог/.
#НекоторыеТекстыИзФилона#ФилонАлександрийский#УниверсалистскиеТенденцииВПроцессеПодготовкиПозднеэллинистическойЭстетики#Неопифагореизм#ИсторияАнтичнойЭстетики#ИсторияФилософии#ПозднийЭллинизм
Нет комментариев