Рисунок выше - /Филон первым попытался философски осмыслить "религиозные идеи иудаизма", соединить "Откровение и философию". Основные труды: "О жизни созерцательной" и "Комментарии на книги "Ветхого Завета", г.о. "Бытие". Филон считал, что греческие философы черпали свою мудрость из Ветхого Завета, где в иносказательной форме заключены учения Платона, Пифагора, Зенона и других. Божественная истина, приспосабливаясь к "человеческой немощи", обретает форму аллегории, поэтому задача толкователя состоит в том, чтобы понять и объяснить тот глубинный философский и религиозный смысл, который скрыт в библейских текстах. Космогония и космология - Ветхозаветный Бог Ягве (Истова) выше платоновского Единого = Блага и является истинно сущим. Всё, что людям о нём известно, это то, что "Он существует", но мы ничего не знаем и не можем знать о Нём. Немногие избранные могут приблизиться к созерцанию Бога, достигнув состояния мистического экстаза. Но и при этом возможно только частичное постижение Бога. Божество наполняет Мир посредством присущих ему духовных бестелесных сил - "Логосов". Филон трактовал эти "Логосы" как "платоновские идеи", но обладающие свойствами "сперматического Логоса стоиков". Высший из этих "Логосов" - "Божественное Слово", это "Сын Божий", "Идея всех Идей". Остальные "Логосы" Филон называл "Ангелами". Совокупность "Логосов" составляет идеальный, невидимый и умопостигаемый мир. Телесный, чувственный мир создается Богом при помощи "Идей", т.е. по образцу "Идей" из материи, которая есть бесформенное, пассивное, отрицательное начало. Учение о человеке / "антропология". Человек - это соединение души и тела. Душа - носитель Божественного Начала в Человеке; она существует до рождения тела, Душа бессмертна, Она источник движения и деятельности, в ней заключено всё, что помогает человеку возвыситься. Тело человека материально, бездеятельно и косно, в теле находится всё худшее, что тянет человека вниз, тело - темница для души. Человек в силу своей телесности является изначально греховным существом, тот, кто прожил хотя бы 1-н день, уже нечист, поэтому в силу своей греховности все люди равны перед Богом. Целью человеческого существования является подражание Богу. Для этого необходимо покаяние, отречение от мира, аскетический образ жизни, очищение от страстей/.
2. "ОСНОВНАЯ и НЕПРЕОДОЛИМАЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
"ЭСТЕТИКИ" ФИЛОНА".
а). Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с материалами Филона, - это его никогда не бывалый в "греческой религии и философии" и потому в нашей работе никогда не фигурировавший "монотеизм". При этом, повторяем, нас здесь будет интересовать не "историко-религиозная", но исключительно "историко-эстетическая т.з.". То, что "в греческой философии и религии были такие концепции Божества", которые ставили его высоко над миром, это - для нас не новость. Возьмём ли мы "Единое Парменида или Платона, Ум Анаксагора или Аристотеля, Монаду у пифагорейцев в отличие от множественной Диады, везде в таких случаях выступала перед нами попытка греческого ума по возможности более компактно и единовидно установить при всем фактическом разнобое действительности существующие в Космосе закономерные связи". 1-го только мы до сих пор не встречали в "греческой философии" - не встречали нигде этот "надмирный принцип в виде Личности". Конечно, такое мифологическое Божество, как Зевс, тоже было в какой-то мере Личностью, но такого рода Личность всегда наделялась у греков чисто человеческими чертами, включая разного рода недостатки и даже пороки. В учебниках пишут:
- "Античные Боги являются результатом обожествления материальных сил Природы и общества".
Собственно говоря, несмотря на крайнюю наивность и логическую ошибку "idem per idem", т.е.:
- "Бог есть продукт обожествления".
В этом определении, против него по существу нечего возразить. Совсем другое библейский Бог. Филон не уставал в превознесении этого Божества над всем природным и тварным и даже над всем Космосом. Оно настолько высоко и совершенно, что ему даже нельзя приписать никакого признака. Всякие такие признаки, пусть они мыслятся нами в предельном совершенстве, всё-равно не могут приписываться этому наивысшему Началу. И, несмотря на всё это, такое Божество Филон считал Личностью и даже давал ему определенное Имя - мы знаем Его как библейского Иегову. "Язычник-грек" такого понять не мог, сколько угодно представляя себе Божество вне Мира и даже над Миром, но это было для него самое большее "платоническим Единым, т.е. бездушной, безличной, безымянной и чисто арифметической обобщённостью и объединенностью всего реально существующего". Понять свой Абсолют - персоналистически древний грек никак не мог.
Нет комментариев