Когда в конце 1760-х годов купец 1-й гильдии, известный орловский и владимирский промышленник, владелец нескольких стекольных заводов Фома Васильевич Мальцев поселился в Москве, он и представить себе не мог, что со временем станет одним из топонимов Первопрестольной. "Дом секунд-майора Мальцева" на Большой Якиманке не только пережил своего владельца (Фома Мальцев умер в 1812 году), но и сохранил это название и в наши дни. Достигнув вершин в коммерции, став вместе со своим кузеном Акимом Мальцевым одним из основателей знаменитого центра хрустального производства - нынешнего города Гусь-Хрустальный (тогда называвшегося Гусь-Мальцовский), Фома Мальцев добился восстановления своего дворянского
И ещё одна московская #ИсторияКирпича. Перед нами - старинный московский кирпич завода Филиппа Шкарина с клеймом "ФШ" из старинного дома секунд-майора Фомы Васильевича Мальцева на Большой Якиманке. Человек энергичный, владелец 5 стекольных заводов во Владимирской, Орловской и Московской губерниях, Фома Мальцев в 1765-1770 гг прошел путь от приказчика на фабриках своего дяди до московского купца 1-й гильдии. В 1775 году Фома со своим двоюродным братом Акимом сумел доказать своё происхождение от древнего черниговского рода, берущего начало от Богдана Мальцова, внесенного в гербовник дворянских родов ещё в 1634 году. Так семейство Фомы Васильевича возвращает себе заветное дворянство. В 1778 год
  • Класс
На этом редком, никогда ранее не публиковавшемся снимке из нашей коллекции изображены Министр оборон СССР маршал Дмитрий Федорович Устинов (слева) и тогдашний начальник Генерального штаба, первый зам министра обороны СССР маршал Николай Васильевич Огарков в ходе крупнейших в истории СССР военных учений "Запад-81", проходивших на территории Польши и Белоруссии в сентябре 1981 года. Снимок был сделан одним из сопровождающих главы Генштаба на командном пункте "Высота Абашина" на Дретуньском полигоне близ города Полоцк. Учения "Запад-81" стали крупнейшими за всё время существования СССР маневрами, в ходе которых Советский Союз, во-первых, хотел продемонстрировать странам НАТО свою боевую мощь,
Этот трехэтажный особняк начала XX века был настоящим украшением Космодамианской набережной столицы. Дом на углу тогдашней Коммиссариатской набережной и Устьинского проезда в 1901 году построил архитектор Николай Благовещенский. Владелицей особняка с трактиром и лавками на первом этаже и съемными квартирами на верхних стала Прасковья Карповна Челышева (в интернет СМИ её фамилию ошибочно пишут через "п") - в те времена эта купеческая фамилия была широко известна далеко за пределами Москвы. На протяжении всего советского времени дом служил ведомственной гостиницей Министерства среднего машиностроения СССР, благодаря чему и сохранился. Но в наши дни участок с домом, так и не получившим охранн
  • Класс
Энтузиасты, ставившие целью изучить прошлое Москвы, были во все времена. Отчасти это было вызвано частыми пожарами, полностью разрушавшими Первопрестольную. Вот и через несколько лет после пожара 1812 г. в моду вошли старинные книги и гравюры, посвящённые прежней Москве. Одна из таких гравюр перед нами: помещённая во владельческий переплёт, она представляет собой перепечатку подробной 4-листной панорамы московского Кремля и его окрестностей, созданной в 1707-1708 гг. голландцем Питером Пикаром по приглашению Петра I. Кремль на ней изображён со стороны противоположного берега Москва-реки, возле Всехсвятского (ныне Большого каменного) моста - вероятно, с крыши Суконного двора или с верхних эта
Глядя на надпись арабской вязью на этой монете XV века из нашей коллекции, трудно поверить, что перед нами - серебряная деньга царя Ивана III, отчеканенная примерно в 1472-1475 гг. Надпись по-арабски переводится как «Это акче Московское» и отражает претензию царя, позже свергнувшего ярмо осколков Орды, стать таким же равноправным её преемником, как крымский, ногайский, казанский и астраханский хан - а может быть даже и главным среди них. Слово «акче» в переводе с османского означает «белый», а с татарского - «деньга» - так в Орде и на территории Османской империи называли небольшую серебряную монету. На лицевой стороне монеты изображён традиционный всадник, который много позже превратится в
Эта декоративная французская тарелка конца XIX века из серии «La Mode depuis Cent Ans» (Мода спустя 100 лет) переносит нас не только в мир французской моды времен Людовика (Луи) XVIII, но и в Российскую империю, с которой этот король - последний из Людовиков - оказался тесно связан. Сам Луи XVIII (1815-1824) был далёк от символа моды тех дней: тучный и неповоротливый, он часто служил предметом насмешек со стороны подданных. Царство его начиналось трудно: после казни революционерами его родного брата - короля Людовика XVI - и смерти в застенках 10-летнего наследника французского престола, будущий Людовик XVIII пустился в бега, в общей сложности проведя в изгнании 24 года. Европейские монархи
Показать ещё