Свято-Троицкая церковь (вид с южных ворот).
Снимок видовой. г. Армавир, 1987 г.
Фото из фондов музея: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Армавирский краеведческий музей" (МБУК "АКМ").
За свои заслуги перед отечеством и церковью протоиерей Леонид Дмитриевский был награжден: в 1907 г. – набедренником, в 1908 г. – бархатной скуфьей, в 1929 г. – наперсным крестом с украшениями и в 1932 г. – митрой.
Кроме материалов, опубликованных в биографическом словаре, в Государственном архиве Краснодарского края, в составе архивного фонда «Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю», имеются документы, которые проливают свет на ряд фактов, имевших место в жизни протоиерея Леонида Дмитриевского в советский период, а также на отношение к нему окружающих.
В информационном докладе Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю Литвинова Л.Ф. Председателю Совета Карпову Г.Г. от 02.07.1948 содержатся сведения о том, что, при разговоре уполномоченного с церковным старостой церкви г. Армавира о настоятеле храма, последний рассказал следующее:
«Священник Дмитриевский совершенно не думает о личной жизни. Он служит до изнеможения, были случаи, когда [он] падал [в обморок]. О пище не беспокоится. Группа верующих взяла на себя попечение о его питании и отдыхе. Он никогда не требует денег за требы, а из получаемых много раздает нуждающимся…». И, после этих слов, староста с восхищением добавляет: «Он – настоящий святой» .
17 октября 1946 г. протоиерею Леониду Дмитриевскому, в здании Краснодарского крайисполкома (в настоящее время администрация Краснодарского края по ул. Красной, 35), вместе с другими представителями православного духовенства края, была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уполномоченный Совета по Краснодарскому краю Литвинов Л.Ф. так описывал это событие: «Из награжденных протоиерей Дмитриевский, являющийся большим авторитетом среди верующих, как-то растерялся и на предложение надеть медаль заявил, что он это сделает дома… Епископ объяснил ему значение награды, после этого он надел медаль».
Здесь необходимо уточнить некоторые детали.
Дело в том, что прямых данных о том, что о. Леонид не состоял в обновленческом расколе нет, поскольку в «Справке о служителях культа Краснодарской епархии, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. находились на временно оккупированной немецкими захватчиками территории и являлись организаторами восстановления деятельности религиозных общин на Кубани», составленной уполномоченным по состоянию на 1 июня 1952 года, и содержащей сведения о том, находился ли тот или иной священник в обновленческом расколе или же нет, и если находился, то в какой период времени, сведения о нем отсутствуют, так как о. Леонид, на момент составления списка, находился за штатом.
Однако по косвенным данным мы, тем не менее, можем опровергнуть факт возможной принадлежности о. Леонида к обновленческому расколу.
Приводим следующие доказательства нашей точки зрения. В информационном докладе о работе за 4-й квартал 1946 года, уполномоченный отмечает, что при составлении списков для награждения священнослужителей медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», необходимо было исключить лиц, «бывших на оккупированной территории и не проявивших себя положительно». Но, поскольку в Краснодарском крае подавляющая часть духовенства находилась на оккупированной территории, то, после тщательной проверки списка, представленного правящим епископом, в нем было оставлено только 6 человек, из которых 3 «бывших обновленческой ориентации и 3 патриаршей».
Согласно списка «представляемых к вручению медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», подготовленного уполномоченным накануне награждения, значились: Бессонов Николай Николаевич, благочинный протоиерей, настоятель Ильинской церкви г. Краснодара, Дмитриевский Леонид Федорович, протоиерей, настоятель церкви в городе Армавире, Иванов Владимир Леонидович, управляющий Кубанской епархией Московской Патриархии, епископ Краснодарский и Кубанский, Колосов Павел Иванович, настоятель молитвенного дома ст. Тимашевской, Маляревский Валериан Степанович, благочинный, протоиерей, настоятель церкви г. Армавира и Миноранский Михаил Иванович, протоиерей, настоятель церкви в городе Сочи.
Таким образом, из шестерых награжденных трое – бывшие обновленцы, трое – так называемые «тихоновцы», т.е. сторонники Патриарха Тихона.
В «Справке о служителях культа Краснодарской епархии…», упомянутой выше, содержатся данные о том, что лицами, принадлежащими к обновленческой ориентации являлись: Бессонов (Безсонов) Николай Николаевич, протоиерей, 1893 г.р. и Колосов Павел Иванович, священник, 1897 г.р. В обновленцах был и сам управляющий в то время Кубанской епархией епископ Флавиан, (в миру Владимир Леонидович Иванов), также получивший правительственную награду.
Все трое принесли церковное покаяние и были приняты в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной Церкви в памятном 1945 году. Таким образом, из представленных данных следует вывести заключение о том, что протоиерей Леонид Федорович Дмитриевский обновленцем не являлся.
И, в заключении, отметим: в документах прихода Св.-Троицкой церкви за 1950 год имеются сведения о том, что протоиерей Леонид Дмитриевский, «бывший настоятель Троицкой церкви», сдал по акту от 18 ноября 1950 г. все церковное имущество священнику Валентину Немухину. В этом же году, «в связи с возрастом», он был уволен за штат.
Так закончилось церковное служение о. Леонида, после которого он прожил еще около 10 лет и почил в Бозе в 1960 году.
Автор статьи: Александр Бабич.
https://proza.ru/2019/10/10/655**************
В годы Гражданской войны Леонид Дмитриевский близко познакомился с проживавшим в Армавире вместе с семьей художником Михаилом Васильевичем Нестеровым. Священник Николаевской церкви оказал на живописца большое влияние, став прототипом «Русского Христа» в цикле полотен «Путники».
Комментарии 4