Иеремия (Соловьев) – епископ Кавказский и Черноморский (1799 –1884 г.).
Имя при рождении Иродион Иванович Соловьёв.
Рождение: 10 (21) апреля 1799 г.
Георгиевское, Ливенский уезд, Орловская губерния, Российская империя
Смерть: 6 (18) декабря 1884 г. (85 лет)
Нижний Новгород, Российская империя
Похоронен: Благовещенский монастырь
************************************************************
Преосвященный Иеремия Соловьев.
В данной публикации представлен биографический очерк о епископе Кавказском и Черноморском Иеремии (Соловьеве), составленный священником Алексеем Воскресенским и опубликованный в Ставропольских епархиальных ведомостях
(№ 11. 1907 г. 1 июня. С. 589–603; № 12. 1907 г. 16 июня. С. 645–658).
Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев, в схиме Иоанн), епископ Нижегородский и Арзамасский, родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 10 сентября 1820 года, вскоре после окончания семинарии, определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.
14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.
В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.
7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии.
2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита.
С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия.
6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря.
В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища.
С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря.
6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.
2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским.
С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский.
19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую.
17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь.
В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.
15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал.
Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.
Библиографический список трудов епископа Иеремии
1. Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении).
2. Воспоминания преосвященного Иеремии о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском // Виноградов И. 3., протоиерей. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. – Нижний Новгород. 1886.
3. Поучения, говоренные к нижегородской пастве с присовокуплением келейных его записок за 1851–1853 гг. (священник Покровский Д.). – Нижний Новгород, 1890.
4. Святый Иоанн Креститель, изъяснительные письма // Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, № 33, с. 1077–1082.
5. Иноческие письма // Душеполезный собеседник. – 1889, с. 309–312; публиковались в этом журнале за годы: 1894–1900,1910–1914.
Автор статьи: Александр Бабич.
https://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solovev/preosvjashennyj-ieremija-solovev/*******************************************************************************
ИЕРЕМИЯ (Соловьёв)
СТАВРОПОЛЬ.
В начале 1843 года киевский митрополит Филарет писал московскому митрополиту Филарету: «Новый год принес мне болезнь тела и скорбь души, так как отнимается у меня добрый помощник - преосвященный Иеремия».
1 января 1843 года Иеремия был переведён в новоустроенную епархию - епископом Кавказским и Черноморским.
19 марта он отбыл из Киева, в Харькове виделся в последний раз со своим другом преосвященным Иннокентием, 11 апреля в 21:00, в Великую Субботу (накануне Пасхи) прибыл в Ставрополь, а 12 апреля, в день Пасхи, провел своё первое Архиерейское богослужение в Ставрополе.
Кавказская и Черноморская епархия была только что перед этим образована на землях Черноморского (в дальнейшем Кубанского) и Линейного (в дальнейшем Терского) казачьих войск и на не вполне ещё покорённых землях Северного Кавказа, являвшихся зоной активных военных действий. До образования Кавказской епархии, духовенство края принадлежало к Донской епархии, а духовенство Казачьих войск было подчинено обер-священнику Кавказской линии, имевшему резиденцию в Тифлисе.
Начинать деятельность на новом месте Иеремии пришлось практически с нуля: снабжать приходы церковной утварью, богослужебными книгами, антиминсами, миро, богослужебным облачением. В период его управления епархией был сооружён и освящён новый кафедральный Казанский собор; единственный, существовавший в Ставрополе до его приезда, старый кафедральный Троицкий собор был благоукрашен. Также в городе было выстроено и освящено 12 церквей, включая домовые (при архиерейском доме, при военном госпитале, при тюремном замке и при губернской гимназии). В память своих родителей, Иоанна и Марии, преосвященный Иеремия в 1847 году устроил Иоанно-Мариинскую женскую обитель, ставшую впоследствии второклассным монастырём. Им же была открыта Кавказская духовная семинария, причём архиерей, от имени неизвестного благотворителя, пожертвовал на выплату стипендий семинаристам около 10 тысяч рублей серебром.
В 1848-1849 годах он неоднократно обращался в Святейший Синод с прошением об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру из-за любви к уединению, к жизни отшельнической, подвижнический, и, возможно, из-за тех неурядиц, которые встретил он на Кавказе.
Эти неурядицы состояли в том, что полки Линейного казачьего войска комплектовались, в основном, старообрядцами. Старообрядцами были и многие офицеры, выходцы из казаков, Даже наказной атаман войска, генерал-лейтенант Степан Степанович Николаев, как предполагал в своих мемуарах его сослуживец, генерал Г. И. Филипсон, тайно принадлежал к старообрядцам. Командование Кавказской линии закрывало на это глаза, так как ценило в Линейных казаках, в первую очередь, отважных и смелых солдат. Митрополит Иеремия, напротив, повёл наступление на казаков, чем настроил против себя не только их, но и местное военное командование.
Просьбы епископа Иеремии в Святейший Синод касательно возвращения в Кавказскую епархию станичных церквей оставались без удовлетворения. Пребывая в вверенной ему епархии и видя, что дела в отделённых церквях ухудшаются, он, чувствуя свое бессилие, всё чаще и чаще обращается в Синод с просьбой об увольнении его из Кавказской епархии. Так в октябре 1849 года он послал обер-прокурору Святейшего Синода очередную просьбу, в которой высказал решительное намерение удалиться на покой и просил ходатайствовать об этом. Вследствие этой просьбы он был перемещен в Полтаву.
Присоединение (или воссоединение) станичных церквей Терского и Кубанского войск к Кавказской епархии, к которому призывал епископ Кавказский Иеремия, произошло значительно позже - в 1867 году.
Нет комментариев