COAL: 1988 Mazda 323 GTX мамин раллийный автомобиль |
Машины для мам. Сама фраза вызывает в воображении образы безвкусной практичности, скупого выбора опций и невзрачного семейного транспорта. Но когда я был подростком в конце 1980-х годов, моя мама разрушила эту плесень и купила настолько редкий автомобиль, что о нём ещё не писали в тысячах статей Curbside Classic. Девять лет спустя я купил эту машину у своих родителей и хранил её ещё шесть лет. Это была моя любимая машина - несомненно, самая уникальная машина, которой я когда-либо владел, - и мысль о том, что я езжу на ней, до сих пор вызывает у меня улыбку. Пожалуйста, позволь мне представить тебе мою Mazda 323 GTX.
GTX никогда не были распространены - в 1988 и 89 годах Mazda продала в США всего 1 200 маленьких хэтчбеков с турбонаддувом. GTX выпускался в соответствии с правилами омологации раллийных гонок FIA Group A (предписывающими, чтобы гоночные автомобили имели производственный эквивалент), он предлагал турбированный двигатель, отличную управляемость и - что очень важно - полный привод. Но, несмотря на все свои достоинства, GTX оказался непростым приобретением для покупателей, отчасти потому, что он не выглядел как серьезный гоночный автомобиль... и стоил значительно дороже своих конкурентов. Неизвестно, кого именно Mazda считала целевым рынком для новых GTX, но, скорее всего, это были не 45-летние мамы из пригорода. Поэтому то, как эта машина оказалась у нас на дороге, заслуживает небольшого объяснения.
Путь моей семьи к владению GTX начался зимой 1980 года, когда, заинтригованные мыслью о полноприводном легковом автомобиле, мама и папа во время снежной бури поехали к местному дилеру Subaru и купили новый универсал. Тогда полноприводные легковые автомобили были в новинку, но, несмотря на то, что наша Subaru отлично вела себя на снегу, в целом это была ненадежная машина. Мои родные проездили на ней шесть лет, а потом стали искать что-то новое.
К тому времени мама и папа уже были убеждены в достоинствах полного привода, но не хотели ещё одну Subaru - и, будучи склонные к ненадёжным машинам, не решались купить и джип. Поэтому в 1986 году они купили Mitsubishi Montero, который должен был стать маминым повседневным автомобилем. Монтеро были отличными внедорожниками, но не очень подходили в качестве семейного автомобиля. Мама быстро устала от упругой езды и неустойчивости на шоссе, и уже через два года хотела от него избавиться.
Мои родители по-прежнему хотели полноприводный автомобиль, но не Subaru... или внедорожник. В 1988 году вариантов оставалось немного. А поскольку мама гордилась своей нестандартностью, скучные седаны вроде AWD Tempo от Ford её совсем не интересовали. Однако у нас с папой была идея, которая, как нам казалось, могла бы сработать.
Еще в 1986 году Mazda начала выпускать 4wd-версии своего хэтчбека Familia (323) для внутреннего потребления в Японии. Ходили слухи, что Mazda, стремясь укрепить свой имидж высокотехнологичного и производительного автомобиля в США, будет импортировать топовую турбированную версию GT-X... и эти слухи стали реальностью в 1988 модельном году.
Можно подумать, что потребуется немало усилий, чтобы убедить маму купить омологированный раллийный автомобиль, но это было не так. Хотя мама и не фанат ралли, она надеялась именно на такой автомобиль - маленький, веселый, полноприводный и хорошо сделанный. Важно, что мама была не против потратить 15 000 долларов на такую машину. Хотя по меркам 1988 года это не слишком большая сумма, цена, вероятно, отпугивала многих покупателей, поскольку GTX стоил дороже, чем лидирующий в классе VW GTI, и выглядел ужасно похожим на эконобокс начального уровня от Mazda (базовый хэтчбек 323 можно было купить менее чем за 7000 долларов).
Найти GTX для тест-драйва было нелегко, но в итоге мы нашли дилера в соседней Филадельфии, у которого в наличии была черная демо-версия. Маме и папе понравилось ездить на ней - и 15-летний я был очень взволнован тем, что мои родители могут приобрести машину с законным гоночным наследием. Я решил, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой - но на этот раз моя пессимистичная натура оказалась не права. Мои родители действительно заказали одну машину (она была продана дилером из Вермонта), которую доставили на следующей неделе.
GTX выпускались в четырех цветах и с множеством опций. Но большинство покупателей просто брали то, что могли получить. Базовая цена в $12 999 могла быть дополнена кондиционером ($760), цифровой приборной панелью ($450), кассетной стереосистемой ($415), электрическими стеклоподъемниками и замками ($295). В итоге мамина машина была красного цвета Sunrise Red и с полной комплектацией.
После разочарования в Subaru и Montero, GTX удовлетворил все их требования, что, должно быть, стало облегчением для моих родителей. Маме и папе нравилось водить его - как и мне. На самом деле, именно на этой машине я сдавал экзамен на вождение, когда мне исполнилось 16 лет в 1989 году. Тесты, вообще-то, были, поскольку я провалил первую попытку, когда наехал на бордюр, а затем заглох при попытке выполнить трехточечный поворот, когда инструктор сидел рядом со мной. Я сдал со второго раза и с тех пор люблю водить машину.
В том же году мы с отцом отправились в трехнедельное летнее путешествие, которое до сих пор остается одним из моих любимых отпусков. Мы проехали через все Соединенные Штаты и обратно, проехав в общей сложности около 6 000 миль. Конечно, езда по шоссе на дальние расстояния была не совсем тем, для чего был создан GTX. Например, в машине шириной 64,8 дюйма наши локти хорошо сходились друг с другом. А 5-я передача Мазды была ниже, чем идеально подходит для езды по шоссе... вращаясь на скорости 3 000 об/мин (если я правильно помню). Кроме того, GTX не предлагался с круиз-контролем, хотя с жужжащим двигателем было легко поддерживать стабильную скорость просто на слух.
Ни один из этих незначительных недостатков не помешал нам с отцом потрясающе провести время - я могу только надеяться, что в ближайшие годы я смогу совершить подобное путешествие со своими собственными детьми. Хотя вся эта поездка была незабываемой, одно место выделяется особо: Мы поехали на вершину Пайкс Пик... и на идеальном автомобиле, поскольку Pikes Peak Hillclimb - это как раз то, для чего был создан GTX.
Папа был очень смелым и позволил мне (16-летнему) проехать по знаменитому шоссе Пайкс Пик, которое в те времена было практически неасфальтированным. А поскольку наша июльская поездка состоялась сразу после ежегодного Hillclimb, на дороге все еще висели вымпелы с мероприятия того года.
На протяжении оставшегося подросткового периода и до 20 лет GTX хорошо служил в качестве маминой машины. Всегда хороший водитель, мама ценила его быструю управляемость, энергичность и, конечно, отличные зимние сцепные свойства. Когда GTX был новым, мы время от времени видели, как по окрестностям бродят другие, но с годами количество машин заметно уменьшилось. Насколько я понимаю, как только GTX появились на рынке подержанных автомобилей, их, как правило, расхватывали гонщики-любители - найти подержанный GTX в хорошем состоянии быстро стало довольно сложно.
Что касается меня, то в 1997 году, в возрасте 24 лет, я планировал переехать в Северную Каролину и поступить в очную аспирантуру. Зная, что мне предстоят несколько лет минимального дохода, я нуждался в более доступной повседневной машине, чем мой проблемный Saab 900. Saab должен был уйти... но чем его заменить?
К счастью для меня, мама уже немного устала от машины, на которой ездила почти девять лет. В GTX не было ничего плохого, но он становился немного грубоватым по краям, как это обычно бывает у машин почти десятилетнего возраста с пробегом 70 000 миль. Мама решила, что в любом случае пришло время для новой машины, и мои предки согласились продать мне GTX за разумные $4 000.
За 30 лет вождения я принял несколько хороших и несколько плохих автомобильных решений, но покупка GTX моими родителями стала одним из лучших моих решений. За шесть лет и около 60 000 миль машина показала себя надежной, экономичной и веселой. Ремонтов было относительно немного, главным из них было новое сцепление примерно на 100 000 миль, а также ремонт радиатора и работа с тормозами (что было дорого для этих машин).
Поскольку у нас на CC вряд ли будет ещё один отчёт владельца об этой машине, я приведу свои лучшие воспоминания о том, каким было владение и вождение GTX.
Мощность обеспечивал двухкамерный 16-клапанный 1,6-литровый двигатель с турбонаддувом, который развивал 132 л.с. и 136 фунт-фут крутящего момента и агрегатировался с несколько резиновой 5-ступенчатой механической коробкой передач. Хотя для субкомпакта 1980-х годов это была захватывающая мощность, имей в виду две вещи: Во-первых, пик мощности приходился на 6 000 об/мин, поэтому на низких оборотах мощность двигателя напоминала мощность двигателя 1.6 с нормальным впрыском. Во-вторых, пакет GTX добавил 500 фунтов к снаряженной массе 323-го, что означает, что это был не легкий автомобиль. Тем не менее, удовольствия было предостаточно... 60 миль/ч достигались примерно за 8,5 секунды, что было неплохо для той эпохи.
Хотя мощность была хорошей, управляемость была выдающейся: стойки МакФерсона спереди и подвеска Mazda Twin Trapezoidal Link сзади (похожая на другие 323, хотя и подправленная, и на 14-дюймовых легкосплавных дисках). Полный полный привод устранил недостаточную поворачиваемость FWD 323, и, по моим ощущениям, управляемость автомобиля была полностью нейтральной - это особенно впечатляло при движении по сложным поверхностям. Управляемость этого автомобиля была почти полностью безупречной.
Интерьер GTX представлял собой комбинацию стандартной комплектации 323, плюс несколько уникальных компонентов GTX, наиболее заметными из которых были сиденья - сильно обтянутые передние сиденья, обтянутые серой тканью. В целом, это был достаточно комфортный автомобиль для своего времени. Несмотря на скромные размеры, в маленьком хэтчбеке легко помещались четверо взрослых... люди в те времена привыкли втискиваться в маленькие машины, в конце концов. Качество сборки было превосходным.
Многие GTX, такие как мой, были оснащены опциональным цифровым пакетом приборов, который даже для цифровых безумных 1980-х годов выделялся в толпе. На оранжевом дисплее (да, оранжевом) располагались круглые спидометр и тахометр, причем дисплей состоял из тонны маленьких цифровых полосок, которые заполняли приборку, показывая скорость автомобиля. Примечательно, что метки тахометра были расположены неравномерно. Приведенный выше снимок с работающего на холостом ходу GTX показывает, что пространство между 2 000 и 3 000 об/мин гораздо больше, чем пространство между 3 000 и 4 000. А пространство между 6 000 и 7 000 об/мин крошечное... тревожно, так как там скрывается красная линия. Я никогда не видел другого тахометра, откалиброванного подобным образом, и это была одна из моих немногих жалоб на автомобиль. Вообще-то, весь дисплей приборов было трудно читать - даже в хороших условиях, не говоря уже о ярком солнечном свете, когда это становилось практически невозможным.
Моей любимой частью интерьера GTX была эта кнопка, блокирующая центральный дифференциал. Помимо небольшой наклейки "Full Time 4wd" на переднем крыле, это была единственная подсказка о трансмиссии автомобиля. Я прозвал эту кнопку "Паническая кнопка" и пользовался ею крайне редко, например, при езде в метель или после того, как застрял в снежном заносе... но время от времени включать её было очень весело!
Никто из моих друзей в то время не был автолюбителем, но многие люди, которые ездили на GTX, любили его. Не зная о его редкости или возможностях 4wd, люди чувствовали, что это нечто особенное, а благодаря его маленькому размеру, диковинной цифровой приборной панели и маленькому рулю Momo, который я установил, пассажиры часто говорили что-то вроде "это похоже на машину для видеоаркад".
За время владения машиной я столкнулся только с одним другим GTX - черным, который я несколько раз видел в районе Роли/Дюрхема. Однажды в 2000 году мне удалось пообщаться с его водителем, женщиной, которая недавно купила его у первоначального владельца. Она знала о редкости этой машины и была удивлена, увидев еще одну. Мы пошутили, что у нас, вероятно, остались только два не гонявшихся GTX - вероятно, это не слишком большое преувеличение. Это было более 20 лет назад, и с тех пор я больше не видел ни одной машины.
GTX служил мне очень хорошо, пока я учился в аспирантуре и в последующие годы, но постепенно у него появились неизбежные возрастные раздражители. Ничего серьезного... краска потускнела, легкосплавные диски нужно было снимать и чистить, динамики гудели, обивка потерлась, магнитола работала лишь изредка, уплотнитель лобового стекла протекал, как и водительская дверь, и так далее. Типичные проблемы 12-летнего автомобиля, но устранение этих и других проблем потребует времени и денег.
Часть меня хотела новую машину, но часть хотела оставить GTX навсегда. Ну почему бы не сделать и то, и другое? В том, что казалось идеальным компромиссом, я купил более новую машину (двухлетний Ford Contour SVT) и оставил GTX на 130 000 миль. GTX в качестве периодического водителя, с намерением устранить эти досадные проблемы. Когда-нибудь.
Когда-нибудь это так и не наступит. Вскоре после покупки Contour я устроился на новую работу в Мэриленде, и возросшая стоимость жизни там означала, что мой список желаний по ремонту автомобиля должен был подождать. Кроме того, поскольку в моей новой квартире было только одно зарезервированное парковочное место, я хранил Mazda в доме своих родителей в 150 милях от дома. Это, конечно же, означало, что я не так уж часто видел Мазду, что, в свою очередь, снижало вероятность того, что я когда-нибудь ее отремонтирую.
Наконец в 2003 году я понял, что мне следует продать Mazda. К тому времени я ездил на ней очень редко, а стоимость владения второй машиной не приносила особого удовлетворения. К тому же, мне не помешали бы лишние деньги, в частности, на покупку обручального кольца для моей будущей жены. Итак, я ущипнул себя, чтобы расставить приоритеты, и разместил объявление о продаже GTX на специализированном сайте Mazda по цене около $3 200. Через несколько дней один человек из Нью-Йорка предложил купить его, не глядя, за запрашиваемую цену. На следующей неделе я перегнал свой GTX - в последний раз - в его новый дом. Я сразу же начал скучать по нему, как скучаю и сейчас, но я знал, что никогда не смогу ни отремонтировать его, ни снова использовать в качестве повседневной машины. Очевидно, пришло время продавать и двигаться дальше.
GTX был частью моей жизни с 15 до 30 лет - это был запоминающийся, редкий, надежный, веселый, доступный и захватывающий автомобиль. Не многие люди могут сказать, что их любимая машина досталась им от мамы, но для меня это, безусловно, так.
Спасибо маме... за то, что сломала плесень и купила веселый раллийный автомобиль!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев