Анатолий Владимирович ТАРАСОВ — выдающийся советский хоккеист, футболист и тренер по этим видам спорта.
Заслуженный мастер спорта СССР (1949), заслуженный тренер СССР (1956; лишён звания в 1969, восстановлен в нём в том же году). Кандидат педагогических наук (1971), полковник.
Кавалер 7 орденов, многих медалей Советского Союза и Российской Федерации.
Анатолий Тарасов родился 10 декабря 1918 года в Москве. Ему было около 10 лет, когда отец покинул семью. Был старшим мужчиной в доме, воспитывал младшего брата Юрия.
Тарасовы жили недалеко от строящегося спортивного комплекса «Динамо», и братья записались в спортивную хоккейную школу «Юный динамовец». Обладая честолюбивым характером, Анатолий быстро стал лидером и капитаном юношеской команды «Динамо» по хоккею с мячом, а затем — сборной Москвы.
В 1950 году родной брат Юрий погиб в авиакатастрофе в Свердловске.
В авторитетнейшей во всем мире «Британской энциклопедии» сказано, что Тарасов — «отец русского хоккея», сделавший СССР «доминирующей силой в международных соревнованиях». И это, кстати, чистая правда. В России хоккея с шайбой не было – только с мячом. Он вообще считался не совсем самостоятельным видом спорта, скорее "зимним футболом". Когда СССР начал выходить на международные спортивные арены, пришлось осваивать принципиально новую для нас игру – «канадский хоккей». Тарасов вспоминал: "Говорят – начинайте осваивать. А как? У нас только брошюра с правилами и какие-то смутные слухи … Говорю, хоть фильм покажите, как они играют. «Не покажем, - отвечают, - Начнете копировать, а вам нужен свой стиль и стратегия игры». Правильно вообще-то сказали".
А.Тарасов отличался своенравным характером. Будучи уже состоявшимся специалистом, Тарасов не раз задавал себе вопрос: откуда взялась в нем «предрасположенность к спорту». Вроде ничего не предвещало: отец - ломовой извозчик, мама – портниха с утонченным вкусом, в молодости она сшила несколько платьев для кинозвезды Веры Холодной.
Тренерская карьера А.Тарасова началась в 1947 году, когда он возглавил московский ФК ВВС, став играющим тренером. По итогам сезона, правда, уже после ухода Тарасова, команда заняла последнее место в первой группе чемпионата СССР, а Тарасов ушел в ЦСКА и уже там с ходу стал чемпионом. На свитерах и футболках советских спортсменов не было фамилий – только номера, под которыми они выступали. Тарасов стал первым, кто заказал и носил именную одежду с литерой «Т». Тренер? Тарасов? Многие расшифровывали иначе: «Тиран». Тяжелый характер Тарасова-тренера стал не менее легендарным, чем его достижения.
Он был резок не только с теми, кто от него зависел. С начальством вел себя точно так же. Скандалил с сыном Сталина Василием – тот был любителем надиктовывать состав перед матчами. Но Тарасов быстро ставил того на место.
Советский хоккеист, участник суперсерии 1972 года Юрий Блинов, в юности подававший большие надежды в разных видах спорта, вспоминал, при каких обстоятельствах выбрал именно хоккей: «Четыре генерала приехали за мной, пацаном. Повезли на дачу министра обороны. Захожу, а там – Тарасов: «Во что играть будешь?». Отвечаю: «В футбол». – «А я говорю: в хоккей». – «А я говорю: в футбол». Андрей Антонович Гречко, министр обороны, встрял: «Толик, а что он с тобой так разговаривает? Давай в часть его». В течение многих лет Тарасов создавал «красную машину» опираясь на громадный ресурс министерства обороны СССР. Лучших молодых игроков выманивали из других команд с помощью «призыва», у военных имелись и другие рычаги влияния на спортсменов.
Как и у многих великих тренеров, у Тарасова плохо складывались отношения с журналистами. Даже советскими. Самый показательный эпизод произошел в 1967 году, когда по инициативе Тарасова, ведущего спортивного журналиста страны Евгения Рубина – в будущем эмигранта, персонажа некоторых рассказов Довлатова, - лишили права освещать чемпионат мира в Вене. Тарасов и Рубин помирились после матчей суперсерии-72. В своей заметке принципиальный Рубин напомнил читателям, что большинство советских хоккеистов были подготовлены Анатолием Тарасовым, и Тарасов это оценил.
11 мая 1969 года по вине Тарасова состоялась самая скандальная игра за всю историю чемпионатов СССР по хоккею. Вопреки сегодняшним представлениям, гегемония ЦСКА во внутреннем первенстве вовсе не была тотальной. Достойное сопротивление армейцам оказывал московский «Спартак», а встречи двух команд были настоящим украшением первенства. Вот и в тот день в ДС «Лужники» пришло порядке 14 тысяч зрителей, включая генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева.
Армейцы проигрывали 1:2. В заключительной части матча, перед последней сменой ворот (тогда было такое правило – меняться площадками в середине третьего периода), им удалось сравнять счет, но сделано это было после судейского свистка. Гол не засчитали. Тарасов вспылил и отправил команду в раздевалку. Пауза продлилась полчаса. Была сорвана телевизионная трансляция. Кто только не уговаривал Тарасова вернуть игроков на лед – ни в какую. Но и этот демарш сошел великому тренеру с рук. Его слегка пожурили и даже лишили почетного звания «заслуженный тренер СССР». Звание вскоре вернули, а министр обороны Андрей Гречко, якобы, даже наградил именным оружием: «За то, что вступился за честь армейского спорта».
В январе 1970 года в «Комсомольской правде» появилась наделавшая много шума статья Анатолия Тарасова «Разве это хоккей?», в которой советский специалист обрушивался с критикой на НХЛ. В те годы многим советским спортивным функционерам казалось, что отечественный хоккей может успешно развиваться без встреч с игроками ведущей мировой лиги. Тарасов публично присоединился к этому мнению. Позже он кардинально изменит свои взгляды, но, так или иначе, мнение, будто Тарасов долгие годы мечтал победить канадских профессионалов и именно к этим победам готовил советских хоккеистов – не соответствует действительности.
После событий Пражской весны хоккейные встречи между сборными СССР и Чехословакии приобрели особую остроту и принципиальность. Обоюдная злость и ненависть выплескивалась на ледовую площадку. В конце 1960-х получила популярность шутка: «У Советского Союза есть две проблемы - Даманский и Недомански». Даманский – спорный остров на границе СССР и Китая, Вацлав Недомански – выдающийся хоккеист, лидер чехословацкой сборной. Именно его во время решающего матча на Олимпийских играх 1972 года в Саппоро покрыл трехэтажным матом Анатолий Тарасов. Надо признать, что великий хоккейный специалист, стоя на капитанском мостике, не особенно отличался джентльменским поведением. Вот и в том матче он регулярно провоцировал чеха. Не сдержавшись, Недомански ударил помощника Тарасова - Аркадия Чернышева. Этот некрасивый эпизод стал одним из самых скандальных за всю историю олимпийских хоккейных турниров.
До 1975 года он продолжал работать главным тренером ЦСКА, затем на один сезон возглавил ЦСКА футбольный, а далее приступил к руководству всесоюзным клубом «Золотая шайба». До сих пор этот турнир – шанс для тысяч мальчишек найти себя в спорте и жизни. Ведь как говорил сам Анатолий Владимирович: "Девиз детского тренера – уж если выдающегося игрока из парнишки не получится, то настоящий хороший человек вырастет обязательно!"
А.Тарасов был настоящим патриотом, страну любил до безумия. Как-то во время матча со шведами, который складывался неудачно для нашей сборной, Тарасов в перерыве сел на лавку и затянул гимн... гимн СССР. Третьяк вспоминал: "Ну раз уж батяня затянул гимн, то разорвать этих шведов надо было. Так и получилось. Выскочили на лед, как ошпаренные. И обыграли их".
Анатолию Владимировичу вместе с его партнером по тренерскому штабу Аркадием Ивановичем Чернышевым принадлежит никем непревзойденный рекорд. С 1963 по 1971 год, 9 лет подряд, сборная СССР по хоккею выиграла все турниры, в которых принимала участие.
С 1949 года проживал в так называемом «Генеральском доме» по адресу Ленинградский проспект, дом № 75. Организовал во дворе дома хоккейную коробку и до старости проводил на ней время с местными мальчишками.
Супруга Нина Григорьевна Тарасова (1918—2010). Похоронена рядом с супругом.
Дочь — Галина Тарасова (1941—2009), педагог. Похоронена рядом с отцом.
Дочь — Татьяна Тарасова (р. 1947) — известный тренер по фигурному катанию.
Ушел из жизни Анатолий Владимирович 23 июня 1995 года на 77 году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Символично, что могила его находится почти совсем рядом с могилой его многолетнего коллеги по работе в сборной СССР А.И. Чернышева.
В 1974 году введён в Зал хоккейной славы в Торонто. В 1997 году в числе первых введён в Зал хоккейной славы Международной федерации хоккея (IIHF).
Лауреат международной премии Уэйна Гретцки, вручаемой Залом хоккейной славы НХЛ людям, которые внесли выдающийся вклад в развитие хоккея.
Именем Тарасова назван один из дивизионов Континентальной хоккейной лиги. Имя «Анатолий Тарасов» носит буксир Северного флота ВМФ России.
Автор книги «Хоккей. Родоначальники и новички», изданной посмертно в 2015 году.
АНДРЕЙ ДУТОВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев