Его партнёршами были Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Когда он — бог балета — зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
Критики называли его "восьмым чудом света".
Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве.
Жан Кокто
Обладал редкой способностью полного внешнего и внутреннего перевоплощения.
Мне страшно, я вижу величайшего актёра в мире.
Сара Бернар
Он совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряжённой. Его личности посвящён знаменитый балет Мориса Бежара 1971 года «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского.
В.Нижинский был кумиром своего времени. В его танце сочетались сила и лёгкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками — многим казалось, что танцовщик «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
Вацлав Фомич Нижинский — великий российский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Хореограф балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». Он совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками.
Родился Вацлав 12 марта 1889 года в Киеве в семье польских балетных танцовщиков. Впервые на сцене выступил, когда ему было пять лет, станцевав гопак в качестве антрепризы в Одесском театре. С 1906 по 1911 выступал в Мариинском театре. Из Мариинского театра был уволен с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным. Был приглашен С. П. Дягилевым для участия в балетном сезоне 1909, где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом.
Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф (балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, 1912). Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Как и Дягилев, Нижинский был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза, в эстетике которой он поставил в 1913 свой следующий и наиболее значительный балет, «Весна священная». «Весна священная», написанная Стравинским со свободным использованием диссонанса, хоть и с опорой на тональность, и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и «Послеполуденный отдых фавна», шокировавший публику финальной эротической сценой. В том же году осуществил бессюжетный балет «Игры» К. Дебюсси. Для этих постановок В.Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.
Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. В.Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и С.Дягилеву, который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах.
В юности у В.Нижинского были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, а позже с С.Дягилевым,который очень его любил и хотел быть только с ним. Но В.Нижинском победила природа нормальных отношений и грехи молодости ушли из его жизни. Разрыв близких отношений с С.Дягилевым из-за женитьбы В.Нижинского на танцовщице из Австро-Венгрии Ромоле Пульской с которой он прожил 37 лет (1913 - 1850 гг.), вырастили двух дочерей Киру и Тамару, привел к уходу В.Нижинского из труппы и фактически к концу его короткой головокружительной карьеры. Уйдя от Сергея Дягилева, В.Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из семнадцати человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, — М. Фокина («Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды», которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста.
Первая мировая война 1914 года застала супругов, возвращавшихся в Петербург, с новорожденной дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916 года. В.Нижинский мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. В октябре 1916 года в нью-йоркском театре «Манхэттен Опера» была показана премьера последнего балета В.Нижинского — "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса, в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в лихорадочной спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился. Пережитые волнения сильно травмировали неустойчивую психику Нижинского.
Роковую роль в его судьбе сыграло увлечение толстовством, популярным в эмигрантских кругах русской художественной интеллигенции. Члены труппы С.Дягилева толстовцы Немчинова, Костровский и Зверев внушали Нижинскому идею греховности актёрской профессии, чем усугубили его болезнь. В сентябре 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы» и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953).
Вскоре В.Нижинский был помещен в клинику для душевнобольных, где ему был поставлен диагноз шизофрения. Все последующие годы, до конца жизни, он находился в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. В 1945 году В.Нижинский был внезапно обнаружен корреспондентом Life в послевоенной Вене, танцующим среди советских солдат. Встреча с земляками произвела на Нижинского неизгладимое впечатление: почти не разговаривавший до этого, он стал общаться на родном языке с бывшими соотечественниками.
В.Нижинский умер 11 апреля 1950 года на 62 году жизни в госпитале Лондона.
В 1953 году тело его было перевезёно в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г. Вестриса и драматурга Т. Готье, одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.
В 1968 году в Монако была учреждёна Премия Нижинского которую вручают артистам балета и хореографам.
В рамках празднования 100-летия «Русских балетов» 11 июня 2011 года в фойе варшавского Большого театра была установлена бронзовая скульптура Вацлава и Брониславы Нижинских в образе Фавна и Нимфы из балета «Послеполуденный отдых фавна» (скульптор Геннадий Ершов).
Его имя вписано золотыми буквами в историю мирового балета.
"Застигнут на краю блаженства, Бескомпромиссен, как поэт, Нижинский с силою не женской Крутил воздушный пируэт.
Рождая горные вершины, Он, духу тяжести назло, То разжимался, как пружина, То зависал, подняв крыло.
Как будто трепетно на волю Бесстрашно вырвалась душа Его безудержностью в роли, Его волшебным антраша.
Он заглянул в иные дали, Призвал к себе нездешний свет, И это сальто-иммортале
Вращает Землю много лет".
Александр Карпенко
#группа_любопытноузнать
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев