⚜ Прообразом Царскосельского Лицея, открытого 210 лет назад 19 октября 1811 года по указу Императора Александра I, был Лицей греческий. Лицеем, или Ликеем, называлась одна из трёх афинских гимназий, основанных в 335 году до н. э. Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, красивом живописном месте.
⚜ Подобно образцу, пушкинский Лицей разместился в пригороде Санкт-Петербурга – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди парков. «Прекрасны дубравы» позднее станут для А.Пушкина и его друзей неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее. Здание Лицея, где прошли его юношеские годы, старинные городские улицы, аллеи, скульптуры и парковые сооружения – всё было воспето им во вдохновенных поэтических строках.
⚜ Создание Лицея неразрывно связано с широкими планами государственного преобразования России в начале царствования Александра I. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления. Наряду с существовавшими гимназиями и университетами появляется проект открытия ещё одного, закрытого заведения – Лицея. В нём учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому. Это должна была быть школа нового типа, «соединяющая в себе несравненно более видов, чем все наши университеты», – писал Государственный секретарь М.М. Сперанский. Ему принадлежала идея создания этого учебного заведения. Образовательные учреждения с названием Лицей существовали к тому времени во Франции, где по Указу Императора Наполеона происходило обучение и воспитание будущих чиновников. Французские лицеисты получали классическое образование, хотя строгая дисциплина и форма, похожая на военную, приближала французские лицеи к военным училищам.
⚜ По замыслу М.М. Сперанского, в русском Лицее должны были получить образование молодые люди дворянского происхождения в возрасте 10–12 лет. Возраст воспитанников определялся возрастом великих князей – Николая и Михаила, которые, по мысли императора Александра, должны были получить образование в новом учебном заведении. Лицейское образование, по М.Сперанскому, должно было дать России управленцев нового типа. Эти люди должны были нести преобразования, которые реализовали бы реформаторские замыслы молодого царя, которые впоследствии названы «правительственным либерализмом».
⚜ Статс-секретарь Александра I граф М.М. Сперанский (1772–1839), философ и крупный отечественный реформатор вошёл в отечественную историю благодаря своим проектам реформ российской государственности, ставившим своей целью коренное преобразование общества, трансформацию феодального абсолютизма в «истинную» монархию, построенную на началах «закона и порядка». Разработанную им в период 1803–1809 гг. концепцию «истинной» монархии советский исследователь этого периода истории А.В. Предтеченский назвал первым всеобъемлющим планом реформы политической жизни России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии. Он писал, что проект М.М.Сперанского представляет собой «наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже XVIII–XIX вв».
⚜ Реформатор считал возможным осуществление синтеза абсолютизма и гражданского общества, единовластия и законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности. Философия М.Сперанского сочетала характерные особенности национально-культурного менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Проект реформы государственной системы России, представленный в «Записке об устройстве судебных правительственных учреждений в России» 1803 г. и во «Введении к уложению государственных законов» 1809 г., воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев империи.
⚜ Реформы М.Сперанского означали для самодержавия ограничение его власти, поскольку создавали относительную самостоятельность всех её ветвей власти, делали верховную власть подотчётной сословиям. Оценивая программу реформ М.Сперанского, следует отметить их актуальность для тогдашней России. Они позволяли бы сделать шаг вперёд по пути создания правового общества, что, в свою очередь, способствовало бы гуманизации и демократизации общественных отношений. Вместе с тем, из задуманного Сперанским многое не удалось осуществить. Самодержавие и дворянская знать не смогли пойти на ограничения своей власти.
⚜ Если по отношению к реформам государственной власти не всё задуманное М.М.Сперанским осуществилось, то его проект лицейского образования получил блестящее воплощение. Императорский Лицей ставил своей целью «образование юношества особенно предназначенного к важнейшим частям службы государственной». Во всех «правах и преимуществах своих Лицей совершенно равнялся с российскими университетами»; «император оказывал новому учебному заведению особенное покровительство». За шесть лет, определённых для учёбы, нужно было овладеть «предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными».
Выпускники должны были стать высокообразованными людьми, прошедшими прекрасную подготовку для служения Отечеству.
⚜ Близкую к этой мысли возвышенно и пламенно излагал один из преподавателей Лицея профессор А.П. Куницын в своем «Наставлении воспитанникам», прочитанном 19 октября 1811 г. на торжественном открытии лицея: «Вы ли устремитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, не обуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам»
⚜ В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию – вступительным экзаменам.
Программа обучения делилась на два курса, каждый по три года, предусматривалось, что ученики будут получать общее образование, но с преобладанием гуманитарных наук. В начальном курсе речь шла об обучении грамматике, математике, истории, "изящным письменам" - словесности, изящным искусствам. В программе старшего курса особенное внимание уделялось "наукам нравственным", под которыми понимались "те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе", а также истории, математике, иностранным языкам. Составители программ считали очень важным изучение словесности, при этом предполагалось, что каждый ученик должен научиться писать на заданную тему, излагая свои мысли правильно и изящно.
⚜ По мнению автора проекта М.Сперанского, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская. По окончании Лицея выпускники, с учетом успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, в военную – на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса.
⚜ Для нового учебного заведения был отведен 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом на уровне третьего этажа перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины II. Когда же местопребыванием Лицея было выбрано Царское Село, молодой талантливый архитектор В.П. Стасов получил задание подготовить здание под нужды учебного заведения.
⚜ Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и через некоторое время будущему директору Василию Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме Министра просвещения, графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был "высочайше" утвержден. Почти всем детям потребовались рекомендации влиятельных лиц, так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи известного литератора А. Тургенева, просил за племянника и дядя В. Л. Пушкин, известный в светских кругах и не чуждый литературе человек. В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор.
⚜ Василий Федорович Малиновский, директор Лицея в первые годы его существования, был одним из самых образованных людей своего времени, он искренне верил в исключительное назначение нового учебного заведения, и сделал все, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России. Директор получил право лично подобрать педагогический коллектив, поэтому среди первых преподавателей Лицея были передовые и талантливые люди. В.Малиновский стремился создать особый "лицейский дух" - атмосферу, в которой естественным был свободный обмен мнениями, даже обсуждение самых острых тем общественного устройства. Педагоги и наставники должны были относиться к лицеистам как ко взрослым, обращаться к ним на "вы", некоторые воспитанники и между собой оставались на "вы".
⚜ Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства. В центре большого зала стоял стол, покрытый красным сукном, на нем лежала роскошно оформленная грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, по другую - профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором. Торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский, затем к будущим воспитанникам обратился адъюнкт-профессор Куницын. Его взволнованное выступление лицеисты с благодарностью вспоминали потом всю жизнь. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. Вечером устроили прекрасный фейерверк.
⚜ Для тридцати мальчиков началась новая жизнь. Они жили в небольших комнатах со скромной мебелью - только самой необходимой. Пущин вспоминал, что в их "кельях" находились "железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке - чернильница и подсвечник со щипцами". Распорядок дня был суровым: подъем по звонку в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 - снова классы, снова прогулка, повторение уроков, в 9 - ужин, в 10 - вечерняя молитва и чай. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать Лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.
⚜ Программа обучения, изложенная в Уставе, с утверждением Александра I, успешно осуществлялась в течение первых шести лет существования Лицея. Своих первенцев он выпустил широко образованными людьми, прекрасно подготовленными к гражданской и военной службе. Всё в деле педагогики и воспитания в Лицее было направлено на то, чтобы развивать индивидуальность каждого, вскрыть и выявить лучшие душевные качества и свойства воспитанника.
⚜ Лицей воспитывал учеников в духе высокого патриотизма, любви к России. Не только новизна непривычной обстановки, по-своему роскошной и отличной от обстановки других закрытых учебных заведений, но и ощущение значимости их бытия, ставившего перед мальчиками, как перед взрослыми, задачи выработки в себе критического мышления, действенного, творческого отношения к жизни, определяли их настроения.
⚜ Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся. Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея В.Ф. Малиновского и Е.А. Энгельгарда были чужды авторитаризм и формализм. Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановка, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе. В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников.
⚜ Нельзя не оценить и той важной роли, какую сыграла в развитии эстетических вкусов лицеистов неповторимая красота царскосельских дворцов и парков. Она будила любовь к природе, к искусству, вызывала чувство восхищения перед великими творцами прекрасного. Царское Село, городок, окружённый зеленью лугов и бесконечными парками, выделялся как редкостная жемчужина среди всех пригородов Петербурга. Сочетание сельского покоя и идиллической тишины с расточительной роскошью и праздничностью парков Царского Села, наполненных романтикой воинской доблести и славы русского оружия, чарующие духом античной поэзии, дышащие живописной красотой, тихой и задумчивой, способствовали становлению мировоззренческих основ культуры воспитанников Лицея.
⚜ В Лицее была создана обстановка, способствовавшая развитию поэтических и художественных наклонностей. Этому содействовало всё: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику. В свободное от занятий время воспитанники более всего литераторствовали – издавали рукописные журналы. Все вместе сочиняли «национальные песни», где в шутливых, иногда и злых куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников. Рукописные журналы носили названия: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейская Антология». Воспитанники, обладавшие красивым почерком, переписывали сочинённое товарищами.
⚜ Вся обстановка в Лицее и вне его стен, общение с талантливыми творческими людьми, с передовой мыслящей военной молодёжью – всё это способствовало быстрому созреванию умов.
⚜ Создателям Лицея во многом удалось выполнить поставленную задачу: из этого учебного заведения выходили действительно яркие, самобытно и смело мыслившие люди. Иногда они мыслили настолько молодо и вольнодумно, что их идеи шли вразрез с политикой державы. Так, еще будучи лицеистами, И. Пущин, В. Кюхельбекер и В. Вольховский посещали в Царском Селе тайный политический кружок будущих декабристов А. Муравьева и И. Бурцева «Священная артель». Первые двое впоследствии стали декабристами и были осуждены. После декабрьского восстания в 1825 г. в Лицее был установлен более жесткий контроль за воспитанниками и преподавателями.
⚜ В 1817 году в Лицее состоялся первый выпуск, до которого дошли 29 воспитанников, которые принесли историческую славу Царскосельскому Лицею – поэты А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, декабристы В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, дипломат А.М. Горчаков, адмирал Ф.Ф. Матюшкин и многие другие.
⚜ Блестящее образование выпускников нашло свое применение в Министерстве просвещения, Министерстве финансов, Министерстве юстиции, в Гражданской канцелярии, в Коллегии иностранных дел, на военной службе и даже на флоте.
⚜ Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью и грустью вспоминали потом годы жизни и учебы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным. Бывшие лицеисты стремились 19 октября собраться вместе, но годы шли, у каждого из них была своя непростая жизнь, и возможность встретиться появлялась не всегда.
⚜ Долгое время о Царскосельском лицее упоминалось только в связи с именем А.С. Пушкина. Между тем Лицей просуществовал более 100 лет (1811–1918) и выпустил 72 курса.
⚜ Мысль о восстановлении памятных пушкинских мест, в том числе и здания Лицея, волновала многих деятелей русской культуры. В 1946 году начались работы по возрождению пушкинского Лицея и создания в нём музея. 10 июня 1949 года, состоялось открытие мемориального музея-Лицея, который остается одним из самых востребованных литературных музеев России.
ЕЛЕНА ШАТРОВА
#группа_любопытноузнать


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев