Разве что земля к нему принадлежащая, в крайней ветхости господский дом, да шесть крестьянских в дырах изб.
И хотя Егор Мезенцов приходился Дорофею дедом, формально последний обирать имение не мог! Оно состояло в государственной опеке!
Но Дорофей был героем недавней войны. Он строг и грозен. Носит в петлице ВЛАДИМИРА, и безмерно кичится ранением своим в БОРОДИНСКОМ сражении. Но и это ещё не всё… Он — заседатель уездного суда и достойный сын своей матери. А потому он зверски порет розгами непринадлежащих ему крестьян и незаконно кормится с дедовского в Харасее имения, вывозя всё что можно в Киликино, где и жительствует в доме матери.
Вся эта информация содержится в деле о разделе имения Мезенцовых между родными сёстрами, а после кончины старшей сестры — тётки с племянником. Дело длилось более 30 лет.
Но читала я это бесконечное дело не ради выяснения родственных связей Мезенцовых — Аладьиных — Лакисовых и прочих помещиков. И не ради крестьян им принадлежащих, коих имён в деле предостаточно. Я искала что-то про СВОИХ!
И неожиданно нашла автограф прадеда своего прадеда: Прохора Акимовича Подпрятова. Слово «прадед» написано дважды, и это — не ошибка и не опечатка, просто как же мне ещё его назвать? У меня был прадед Иван Максимович, а у него тоже был прадед — Прохор Акимович, вот и вышло: прадед прадеда…
Ну… И, конечно, меня не могло не заинтересовать описание господского имения. Меня всегда интересовал вопрос, а каким оно было, среднестатистическое помещичье хозяйство в деревне Харасея? И в деле такое описание сохранилось.
Приступим!
Согласно описи, учинённой Фатежским нижним земским судом 1800 года в июле месяце, имению в деревне Харасея значится:
• Господский деревянный дом о четырёх покоях крытый дранью, сени на верху онаго, одна светёлка. С потолками и мостами [так в тексте], с двумя печами, с двумя крыльцами.
• В покоях двенадцать дверей на железных крючьях.
• В доме: пять столов (четыре простых, а пятый — выкрашенный), одно стуло [так в тексте], пять скамей, сундуков деревянных ветхих с крышею без петель — два, два дорожных, два колясочных ящика с железной ломью [так в тексте], погребец один, подголовник один, письменный ящик один, коробья ветхие, короб лубочный, чемодан.
• В доме образов: 1-й — Казанской Божией Матери в окладе серебряном, 2-й — Угодника Чудотворца Николая с венцом и подвесом серебряном, 3-й Пророка Ильи и 5 венчиков серебряных, 4-й — Спасителя, так же в окладе и 2 венчика серебряных, 5-й — Воскресения Христова в окладе медном, 6-й — Ахтырской Божией Матери на медной доске, крест поклонный медный, два образа Казанской Божией Матери с серебряными венцами и ещё разных без окладов простых.
• Железных инструментов: бура́вцов разных три, долот три, напилок один, теслó одно, рубанок один, две ско́бели, цепь железная, капканы, один топор, за́ступ один.
• На дворе господском строения: амбар с мостом и потолоком, с четырмя закромами и на оном сушило; другой амбар и к оному прирублен сарай о двух стенах и двойными воротами на железных крюках; баня; книзу над рекой два амбара и между ними одна стена забрана; ворота двойные с фо́рткой [калиткой] и тремя верея́ми [столбами]; изба людская и в ней дворовые люди обоего пола 6 душ.
• Телега с колёсами, ро́спуски крытые с колесами, одноколочный кузов, рассо́ха пахотная со всем прибором, хомутов ременных два, шесть наполов [в них обычно в держат хлеб, крупу, муку] и одна бочка, одна насатка [так в тексте] винная, четверик деревянный, челон [так в тексте] сосновый.
• Земли под усадьбой с конопляником 3 десятины с половиною. В дачах [от слова «давать»] деревни Харасея в трёх клинах распашной 65 с половиною десятин. Под лесом 3 десятины. Под сенокосом десятин 15.
• Крестьян всего с одним умершим 81 душа обоего пола…
Вот таким было хозяйство отставного вахмистра Мезенцова Егора Ермолаевича, жены его Пелагеи Ивановны и сына Луки. Однако, сразу после смерти матери, тогда уже вдовы, не дожидаясь возвращения из военной службы брата, старшая дочь Марья, посчитав себя единственной изаконной наследницей, вывезла в Киликино большую часть движимого родительского имущества. И крестьян она раздавала направо и налево, распоряжалась ими как хотела. Кого подарит, кого продаст, кого на волю отпустит... Т.к. что совсем нет уверенности, что опись отражает истинное положение вещей…
___________________________
P.S. Подпись Прохора Акимовича Подпрятова стоит на документе от 25 августа 1828 года с «оценкой» крестьянских душ в рублёвом эквиваленте… Пишу, и у самой мурашки по спине…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Эти люди пришли туда в 16-м веке и умудрились сохранить (частично) нравы и обычаи предков. И описание это ОЧЕНЬ говорящее...
Но Вы меня рассмешили, конечно.