Образы христианской жизни. Образ 7: Строительство. Часть 2.
«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!» — так пишет великий святитель и просветитель православной веры Игнатий Брянчанинов (1807-1867).
В наше время многие думают, что христианская жизнь заключается в участии в двух ритуальных событиях: крещении (как правило во младенчестве) и отпевании по смерти. А в остальном человеку достаточно вести обычную жизнь, не нарушая уголовный и административный кодексы. Разумеется, чтобы вести христианскую жизнь, надо еще красить яйца на Пасху, освящать эти яйца, куличи, веточки вербы, яблоки, мёд, орехи в соответствующие Православные праздники, и, может быть, даже купаться на Крещение в проруби. А если человек при этом еще время от времени заходит в храм, ставит свечки за здравие или за упокой, то это уже почти признак святости. Вот о таком понимании христианства и пишет святитель Игнатий слова: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!»
Чтобы понять, в чем состоит христианство, необходимо прибегать к таким образам нашей повседневной жизни, которые могли бы представить христианскую жизнь не только более понятной, но и насущно необходимой. Продолжим описание этих образов (начало см. в рассылках от 05.10, 13.10, 01.12, 29.12.2024, 29.01, 08.08.2025).
Итак, седьмой образ христианской жизни: Строительство.
О каком строительстве может идти речь в отношении христианской жизни? Об этом прямо говорит апостол Павел: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е послание апостола Павла коринфянам, глава 3, стих 16). Итак, речь идет о строительстве храма души человеческой, в котором должен жить Бог христианский — Господь Иисус Христос.
О фундаменте, стенах и куполах храма души речь шла в предыдущей рассылке (от 08.08.2025). Сегодня поговорим о внутреннем убранстве храма души человеческой. Для образца естественно взять внутреннее убранство православного храма. Православные храмы прекрасны внутри, там светло, просторно, тихо и мирно. Иконостас и стены храма украшены иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов, ангелов, святых людей. Колонны и потолок обычно расписаны изображениями различных библейских сюжетов. В храме горят свечи, пламя которых, устремленное вверх, символизирует наши молитвы, устремленные к Богу и всем святым. В алтаре (восточная часть храма, отделенная иконостасом) на каждой Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения.
Подобно этому должно быть и внутреннее состояние христианской души человеческой. Там светло от света Божественной благодати, просторно, тихо и мирно от отсутствия излишних и разнообразных житейских попечений. Христианская душа постоянно обращена к Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, апостолам, ангелам и святым людям либо в молитве, либо в чтении библейских, евангельских сюжетов или житий святых. В христианской душе постоянно происходит бескровная жертва, как о том гласит Священное Писание: «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Псалом 50, стих 19). Жертва эта заключается в отсечении действия своих страстей, в отказе творить грех, даже если этот грех может принести некоторое временное удовольствие нашей плоти. Жертвуя временными земными удовольствиями, человек сберегает душу свою для вечного блаженства Царства Небесного.
Отрывок из статьи православного миссионера Сергея Комарова «Разве не знаете, что вы — храм Божий?»:
«Интересно, что в древности храмы возводились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека… После завершения строительства православного храма в нем всегда служится «Чин освящения храма». Присутствующий когда-нибудь на этом прекрасном богослужении знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания.
Обряд освящения храма начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Точно так же бывает и перед Крещением, ведь человек тоже посвящается Богу. Далее специально освящается престол – это указывает на вселение Господа в сердце христианина. Престол омывается водой со специальными молитвами, так же как и при Крещении. По освящении престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою – опять же так, как в Крещении. Последующее помазание святым миром стен храма ясно указывает на Таинство Миропомазания, совершаемое над человеком после Крещения. Затем сразу служится Литургия – так и новокрещеного Церковь как можно скорее причащает Тела и Крови Христовых.
Посмотрите, братья и сестры, на какую высоту ставит человека христианство! Мы строим и освящаем храмы по образу человека – значит, мы человека считаем выше храма. Человек в христианской системе ценностей всегда будет выше всего, потому что Бог стал человеком. Но при этом будем помнить, что благовестие о человеке как о храме не есть уже свершившийся факт, но наше призвание, сверхзадача. Считая себя дворцами и храмами, в душе мы можем иметь отхожее место и в сердце содержать грязный притон, в котором разбойники (наши страсти) веселятся с блудницами (нашими преступными помыслами).
Необходимо разрушить этот внутренний притон, изгнать разбойников и блудниц, слезами покаяния освятить место под строительство храма и по кирпичику начинать строить, имея терпение и помня, что это не дело одного дня, но всей жизни. Вера здесь будет нам фундаментом, дела – строительными кирпичиками, смирение – цементом, замешанным на воде покаянных слез. Построив же храм, нужно опасаться растлить его, ибо сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1-е послание апостола Павла коринфянам, глава 3, стих 17).
Удивимся, братья и сестры, красоте Божьего замысла о нас, но и устрашимся, потому что труд предстоит большой и задачи очень высоки. Многие в этом строительстве храма своей души срывались с лесов, многие бросали храм недостроенным и уходили. В нашей стране миллионы недостроенных, разрушенных, загаженных, брошенных храмов – живых, но пустых святилищ с попранными алтарями, сорванными крестами. Храмов, в которых вместо запаха ладана — сигаретный дым, вместо ангельских песнопений — крик и мат, вместо икон — порнографические картины, вместо Христа на престолах возвышаются идолы человеческого самомнения, самоволия и самодостаточности. Эти заброшенные храмы есть души многих наших родных и близких – крещеных, но Бога не знающих людей.
Будем молитвенно вздыхать о них, и просить Господа, чтобы вложил в них жажду богопознания. И про самих себя скажем Богу: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские» (Псалом 50, стих 20). Положим еще один кирпичик в основание нашего храма – очередной день, проведенный свято. И пусть каждый день будет означать для нас хотя бы небольшое продвижение в созидании дома Божьего из униженного грехом, но прекрасного по Божественному замыслу существа – человека.»
Нет комментариев