19 августа — Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Также в этот день проходит благодарственный молебен Богу «за дарование плодов земных», поэтому в народе этот праздник называют «Яблочный Спас». К сожалению, очень многие, и даже православные, люди, не понимают, что Преображение — это не просто красивое название праздника, а цель жизни каждого человека, а раз не понимают, то и ничего не делают для достижения этой цели. То, что не понимают, видно из того, что большинство поздравлений в этот день приходит именно с «Яблочным Спасом», а не с Преображением Господним.
Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Господа Иисуса Христа на горе Фавор. О нем практически одинаково рассказывают три евангелиста — Матфей, Марк и Лука. Вот как повествует о Преображении апостол Матфей:
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1-9).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем — освободителем от римского рабства и повелителем всех земных народов. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее дает возможность ученикам убедиться в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
Праздник Преображения был установлен в Византии примерно в IX веке. В день этого праздника греки проводили благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных», а именно винограда. Заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне заменили виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого прямого отношения к его богословской и исторической основе.
Из проповеди в этот день митрополита Антония Сурожского (1914-2003):
«Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.
Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.
И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней... И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо... Всё призвано стать местом вселения благодати Господней; всё призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.
И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть со-трудниками Божиими в освящении себя, своих душ и тел. В Церкви мы совершаем начало чуда Преображения и Богоявления — на каждой Божественной Литургии происходит преложение (изменение) хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Вкушая Тело Господне и пия Кровь Господню мы, по вере нашей, отделяем души и тела свои от тления и смерти, отдаем их в собственность Богу, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делаемся новой тварью Божией.
Но это должно распространиться далеко за пределы храма: всё без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; всё, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – всё может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на всё, к чему мы прикасаемся.
Подумаем об этом; ведь мы не призваны поработить природу, но мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами и через нас всё тварное вошло в радость Господню. Аминь».
Нет комментариев