29 июля — Православная Церковь отмечает день памяти святых отцов IV Вселенского Собора, состоявшегося в 451 году в Халкидоне (ныне — район Кадыкёй современного Стамбула).
Четвертый Вселенский Собор, на котором присутствовали 630 епископов, состоялся в 451 году в городе Халкидоне при императоре Маркиане (392–457). Главным предметом рассмотрения Собора был вопрос о способе соединения в Богочеловеке Иисусе Христе двух природ — Божественной и человеческой. В Символе Веры сказано: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех век… Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося...». Итак, «Слово стало плотию...» (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 14), Бог стал человеком. Но каким образом?
Разумеется, что подавляющее большинство современных людей, которым нет дела ни до Христа, ни до Его Божественного Откровения, ни до Его Православной Церкви, ни до дела спасения своих душ от греха и смерти, ни до вечной жизни, ни до Царства Небесного, этот вопрос вообще никак не волнует и не интересует. Бог им судья:
«Некто сказал Ему (Иисусу Христу): Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите... себя изгоняемыми вон» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 23-28).
Для того же, кто в своей жизни пытается совершить то самое дело спасения своей души от греха и смерти, ради чего Бог и стал человеком, вопрос о способе соединения Божественной и человеческой природы в Богочеловеке Иисусе Христе актуален и по сей день. Ложный ответ на этот вопрос легко может увести человека с пути спасения на путь погибели, как сказал Господь:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 13-14).
Незадолго до описываемых событий, в 431 году в городе Эфесе состоялся Третий Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь константинопольского патриарха Нестория (386-451), который, если кратко сказать, учил так: сначала Христос родился от Девы Марии как обычный человек, а уже после этого Бог вселился в тело Христа как в храм и пребывал в этом теле всю Его земную жизнь. Таким образом, по мнению Нестория, в одном лице Иисуса Христа две природы — Божественная и человеческая пребывали отдельно друг от друга. Но такое решение вопроса «соединения» двух природ во Христе ставит крест на деле спасения, поскольку, если Бог не воспринял нашу поврежденную, смертную и страстную человеческую природу, то, следовательно, Он и не исцелил ее в Себе.
В 448 году предстоятель одного из константинопольских монастырей архимандрит Евтихий (370-454) из неумеренной ревности против душепагубной ереси Нестория впал в другую крайность и начал утверждать, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено Божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (Божеское), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло. Эта ересь получила название — монофизитство (по-гречески моно — один, физис — природа). Легко понять, что и монофизитство также ставит крест на деле спасения, поскольку отрицает исцеление человеческой природы после Воскресения Христова.
В Церкви снова разгорелись ожесточенные споры, многие осуждали Евтихия. Тогда Евтихий обратился к императору Феодосию II (401-450) с жалобой на несправедливость осуждения и требовал суда Вселенского Собора на своих противников, которых подозревал в несторианстве. Желая успокоить Церковь, Феодосий разрешил созвать Четвертый Вселенский Собор в 449 году в Эфесе. Александрийский патриарх Диоскор, единомышленник Евтихия, поставленный от императора председателем собора, владычествовал диктаторски, употребляя угрозы и явное насилие. Разумеется, Евтихий был оправдан на соборе в Эфесе.
В 450 году император Феодосий II умер. Его сестра Пульхерия (399-453) возвела с собой на престол сенатора Маркиана (396-457). Умирение Церкви было делом первой необходимости. Вселенский Собор был назначен на 451 год и проходил в Халкидоне. Патриарх Константинопольский, святой Анатолий (умер в 458 году), был председателем Собора. Диоскор с первого заседания был лишен места между присутствующими, а на третьем осужден со всеми своими сторонниками. Всех заседаний Собора было 16. Святые отцы единодушно произнесли проклятие на ересь Евтихия, собор в Эфесе 449 года был заклеймен именем «разбойничьего», а собор в Халкидоне стал истинным Четвертым Вселенским Собором.
На основании посланий святителя Кирилла Александрийского (376-444) и папы Льва Великого (390-461) отцы Собора решили: «Последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно Человека, Того же из разумной души и тела, Единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и Того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и Того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам Символ отцов».
Итак, здесь мы видим ответ на вопрос о способе соединения во Христе Божественной и человеческой природ: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Что это значит?
Неслитно — в результате соединения двух природ не образовалась никакая новая третья природа.
Неизменно — ни одна из соединившихся частей в результате соединения не изменилась и не изменила свою природу, Божественное осталось Божественным, нетварным, а человеческое — человеческим, тварным, соединенным с материей.
Нераздельно — после соединения части нельзя «разделить».
Неразлучно — так будет всегда. Господь Иисус Христос всегда будет и истинным Сыном Божиим и истинным человеком. Человеческая природа во Христе вознесена на небо и пребывает на Престоле Божием в Царстве Небесном. Именно поэтому и каждому из нас открыт путь в Царство Небесное через Евхаристию — Таинство Причастия Телу и Крови Христа в Его Православной Церкви.
Причащаясь Телу и Крови Христа на каждой Литургии, мы соединяемся своей человеческой природой с Его Божественной природой, на некоторое время уподобляемся Христу. Это единство и есть то самое вожделенное Царство Небесное, которое мы все так жаждем достичь. Причащаясь Телу и Крови Христа на Литургии, мы уже в этой земной жизни хоть немного, но пребываем в Царстве Небесном.
Однако грех, живущий в нас, проявляется и, так же как змей в райском саду, соблазняет нас, при этом разрушается единство нашу природы и Божественной. Как наши далекие предки были изгнаны из рая, там и мы своим грехом «изгоняемся» из Царства Небесного. Наша борьба за единство нашей человеческой природы и природы Божественной будет идти до последнего нашего вздоха, до последнего мгновения нашей земной жизни. Борьба эта заключается в том, чтобы как можно чаще причащаться Телу и Крови Христа и как можно меньше грешить делами, словами и мыслями. Окончательное нераздельное и неразлучное единство человеческой и Божественной природы в нас может быть достигнуто только после окончания нашей земной жизни, как Божий дар нам за нашу веру, верность и любовь ко Христу, Сыну Божию, ему же с Богом Отцом и Святым Духом слава, честь и держава во веки веков. Аминь.
Нет комментариев