На перекрестке эзотерики, психологии и духовных практик
Мы выделили три типа практик, в которых используется система Таро:
1) оккультно‑эзотерические;
2) психологические;
3) духовные.
В данной статье мы попытаемся описать в общих чертах, как система Таро используется в различных практиках.
При описании и изучении любой системы, как правило, выделяют три основных аспекта самой системы: структурный (из каких элементов состоит), семантический (какие смыслы несут элементы системы) и функциональный (как система и ее элементы функционируют). Таро – это система. Мы предполагаем, что через понимание того, как Таро используется (функционирует) в различных практиках, мы можем приблизиться к пониманию того, что собой представляет сама система Таро. Перед тем как перейти непосредственно к практикам, в которых используется система Таро, особо оговорим несколько ключевых моментов.
Мы разграничиваем два понятия: карта и аркан.
Аркан – это особое пространство сознания, часть нашей психики.
Карта – это средство, при помощи которого аркан выражается символическим способом: картинкой, геометрическими фигурами, цветом, числом. Карта – это элемент колоды. Аркан – это элемент системы. Арканы можно рассматривать как особые пространства. Карты – как двери и ключи, ведущие в эти пространства. Или как знаки, направляющие к этим пространствам.
Различные уровни прочтения арканов
Активно практикующие тарологи (практики Таро‑консультирования) и «арканавты» (практики исследования арканов) из собственного опыта знают, что арканы Таро могут проявляться на следующих уровнях:
1) телесный;
2) витальный: общая энергия индивидуума, его витальность;
3) эмоциональный: эмоции, чувства, переживания;
4) ментальный: мысли, представления, фантазии, воображение, планирование;
5) событийный: поток событий, причинно‑следственные связи;
6) ценностный: внутренние ценности, убеждения, верования, идеалы и принципы;
7) экзистенциальный: сущностные смыслы (смерть, вина, стыд, смысл жизни, свобода и т. п.);
😎 бытийный: общие мировоззренческие понятия, космогонические представления, понятия пространства и времени;
9) трансперсональный: перинатальный, пренатальный, системный, родовой;
10) трансцендентный: глубокие мистические переживания.
Объяснение этому феномену надо искать в понимании общей структуры сознания и места арканов в ней. Но именно эта особенность системы арканов позволяет их использовать как в узкоспециализированных направлениях, так и в качестве интегрального инструмента.
I. Система Таро и оккультно‑эзотерические практики
К оккультно‑эзотерическим практикам, в которых используется система Таро, мы отнесли:
1) изучение арканов Таро как направление теоретического оккультизма;
2) применение карт Таро в мантике;
3) использование Таро в магии.
II. Система Таро в практике психологического консультирования
В последние 20 лет это направление использования системы Таро оказалось востребованным и потому активно разрабатываемым. Карты Таро могут быть применены для анализа личности по принципам проективных тестов, оказываются хорошим инструментом в таких методах, как арт‑терапия, сказкотерапия, психодрама, психосинтез, гештальт‑терапия, символдрама, архетипотерапия, трансперсональные методы (ребёфинг), эриксоновский гипноз; а также сочетаются с методами НЛП; используются аналитическими психологами и т. д.
Карты Таро, представляя собой архетипические образы и символические глифы, позволяют соприкоснуться с глубинным неосознаваемым психическим материалом, открывают дверь к этому материалу и помогают его переработать соответствующим образом. Возможность практического применения карт Таро в различных методах, работающих с разными уровнями сознания, является особенностью системы Таро, подчеркивающей ее универсальность, многоуровневость, сложность и простоту одновременно.
III. От психологии к духовным практикам
К духовным практикам мы относим:
1) практику медитативного погружения и проживания энергосостояний арканов;
2) современные духовные расстановки с использованием арканов;
3) магический театр арканов (В. Лебедько).
Последовательность Старших арканов как фазы развития сознания человека
Последовательность Старших арканов Таро, по мнению оккультистов прошлого, представляет собой Путь посвящения, имеющий свои ступени.
С другой стороны, этапы развития сознания человека изучали и изучают представители науки. После открытия психиатром К. Г. Юнгом процесса индивидуации (взросления, становления и развития личности человека, достижения ею полноты и целостности) и после классических работ культурологов М. Элиаде, Дж. Кэмпбелла многие специалисты заговорили о Пути героя – Пути развития человека, символически отраженном в мифах, преданиях и сказках разных народов.
Символизм Старших арканов Таро и их последовательность также начали рассматриваться исследователями в контексте Пути героя. Хайо Банцхаф в книге «Таро и путешествие героя» объединил идеи оккультистов о посвящении с современными научными представлениями и интерпретировал последовательность Старших арканов Таро как ряд сакральных символов, описывающих этапы пути духовного развития человека.
Психотерапия и духовные традиции и практики
Психотерапия и духовная традиция: что между ними общего и в чем различие? Это очень непростой вопрос. Где лежит граница между психикой и духом? Есть ли она (граница) вообще? Что же все‑таки такое душа? Как открыться духу? Как соприкоснуться с ним? Вопросов больше, чем ответов. В сегодняшнем понимании этих сложнейших тем ведущие специалисты разных областей (философы, психиатры, психотерапевты, духовные учителя) сходятся во мнении, что, несмотря на значительные различия, у психотерапии и духовных практик есть много общих черт.
Общие черты.
В обеих системах присутствует идея о том, что восприятие человека затуманено и искажено, что человек видит вещи не такими, каковы они есть, а такими, какими хочет их видеть. В восточных учениях это идея покрывала Майи, в психотерапии – защиты: отрицание, проекции, идеализация, уход в фантазии. В обоих случаях и духовный учитель, и психотерапевт видят человека в состоянии разделенности, считают, что корни проблем уходят в эту разделенность и отсутствие целостности.
Познание себя, благодаря которому человек способен найти утраченные части самого себя и опять стать целостным, считается ключом к вторичному открытию целостности, – когда он смог бы не оставаться разделенным на «Я» и «не‑Я», не отождествлять себя с некоторыми частями своего существа и не отвергать другие, которые затем отрицательно воспринимаются окружающими людьми.
В обоих процессах ожидается, что такое вторичное открытие и вторичное приятие окажутся болезненными, однако эти процессы считаются горьким лекарством, которое способно быть благотворным и привести к росту. Бессознательное становится сознательным, проекции уменьшаются, разрозненные части возвращаются к новому уровню приятия и единства. Как в духовных традициях, так и в психотерапии можно увидеть, что за этим более глубоким приятием самого себя и более глубокой объективностью следует более ясное восприятие мира и развитие способности понимания. В обоих процессах человек видится обладающим скрытыми ресурсами, которые без этого, более глубокого, познания себя и целостности остаются недостижимыми.
Большая часть боли и страдания человека в обоих процессах не считается необходимой, это продукт неведения и слепоты, заблуждения и усложненности, являющихся результатом внутреннего разделения. Поэтому (и в этом заключается суть дела) отрицательные чувства, страдания и боль, по крайней мере, те из них, которые не служат полезной цели, постепенно уменьшаются и исчезают как в курсе психотерапии, так и при следовании священной традиции.
Оба процесса требуют, чтобы ищущий находился в регулярном личном контакте с учителем, психотерапевтом, психоаналитиком или руководителем, который уже прошел через тот же самый процесс, обладает тем же опытом, т. е. с тем, кто увидел, понял и принял по меньшей мере некоторые аспекты самого себя, избавился от какой‑то части собственной «разорванности», заблуждений и искаженных восприятий, а потому, будучи способным воспринимать ищущего более объективно, мог бы помочь ему стать более объективным по отношению к самому себе.
Все священные традиции начинаются с идеи упорядоченной и разумной Вселенной, где центральное место занимает идея иерархии, где каждый уровень связан с другим взаимной зависимостью. На этой шкале бытия место человека оказывается очень низким, хотя и строго определенным, а сам человек служит целям, превышающим его собственные и необходимым для всей структуры в целом.
В священных традициях предполагается, что человек имеет возможность выбора одной из двух целей, которым он может служить – Богу или кесарю, обыденному миру видимости или миру, как считают традиции, более реальному, скрытому за миром видимости: своим естественным влечениям и желаниям или внутреннему голосу, совести, которые могут вступить в противоречие. Традиции говорят, что для некоторых людей имеется возможность пробудиться по отношению к обыденной ситуации и усмотреть другую задачу, другую возможность, которую они могут выполнить, возможность освободиться до некоторой степени от слепоты и рабства повседневного существования. Для человека могут стать доступными более высокие энергии и более высокий разум, которые начинают изменять все цели и весь смысл его повседневной жизни. Человек еще служит кесарю, но и Богу, жизнь становится бесконечно богатым источником познания и опыта.
Психология и психотерапия ведут к укреплению и возрастанию нашего повседневного «Я», делают его более действенным, более плодотворным, более приятным и менее противоречивым. Стремление к познанию другого уровня и начало понимания священных традиций начинается с разочарования в обычном «Я», с разочарования в обычном знании, с поиска новых смыслов, иной сознательности, иной энергии. «Пробудившись, мы должны умереть, чтобы вновь родиться».
Священные традиции являются проявлением высшего уровня, о котором они нам говорят. И соприкосновение с этим уровнем может произойти только внутри самого человека.
Психотерапия, по мнению Р. Скиннера, относится к обычной жизни, к развитию человека от рождения до смерти по горизонтальной линии времени, к предотвращению угрозы психической стабильности, устранению препятствий и помех, появляющихся в процессе роста, когда человек переходит от положения ребенка к самостоятельности взрослого.
Священные традиции обращены к вертикальной линии развития: это постоянное осознание человеком цепи взаимного преображения и обмена между уровнями более высоких сфер, связь с этой цепью и служение ей.
Место, «где встречаются оба этих измерения, находится на перекрестке внутри каждого человека, где линия времени пересекается с линией вечности, с ее уровнем и масштабом», как заключает Р. Скиннер.
Система Таро и духовная традиция
В России начала XX века существовали эзотерические школы, изучавшие арканы Таро. Московскую возглавлял розенкрейцер Владимир Шмаков, автор фундаментального труда «Священная книга Тота. Великие арканы Таро». В Санкт‑Петербурге видный розенкрейцер Григорий Оттонович Мебес, известный по инициалам Г.О.М., в течение нескольких лет вел кружок и читал свои знаменитые лекции, записанные его ученицей и изданные под названием «Курс энциклопедии оккультизма». В своем курсе Г.О.М. соединил в единое целое Каббалу и Таро. Г.О.М. называет арканы Таро посвятительным алфавитом, систематизирует методы изучения 22 мажорных арканов как одну из форм изучения Каббалы. К фундаментальным трудам об арканах Таро также относятся «Символы Таро» П. Д. Успенского, «Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени посвятительного пути» Н. П. Рудниковой и книга Валентина Томберга «Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма».
Известно, что в качестве одной из духовных практик этих школ было медитативное погружение в арканы Таро и их проживание. К счастью, случилось так, что эта практика сохранилась и была передана одной из учениц Г.О.М. по цепочке учитель–ученик, и в настоящее время линия передачи живет.
Медитации на арканы Таро как практика
Мы попробовали систематизировать технологии и виды медитаций на арканы. В этом тексте только их обозначим, но не будем описывать подробно.
Классифицировать технологии можно следующим образом.
1. По способу погружения в пространство аркана:
визуализация карты или ее элементов;
визуализация образа, зачитываемого проводником;
визуализация буквы еврейского алфавита, соответствующей аркану;
ассоциативные;
другие.
2. По объекту медитации на:
Старшие арканы;
различные комбинации Старших арканов: пары, тройки, четверки, шестерки;
Младшие арканы;
арканы на Древе Сефирот.
Практические результаты медитативной практики
Погружаясь в пространство аркана и проживая его, мы, прежде всего, встречаемся с собственным внутренним миром, с его расщепленностью и обретаем шанс принять его. «Прими себя» – простая фраза, часто повторяемая, вроде бы понятная, но крайне трудно реализуемая. Принятие себя и согласие с собой должны произойти не на уровне слов, а на уровне глубин психики.
Архетипы арканов дают энергию для погружения в собственные глубины, для встречи со своей Тенью, со своим вытесненным психическим материалом. Появляется энергия, позволяющая интегрировать вытесненный материал в сознание, исцелить травмы и таким образом увидеть себя чуть более объективно, несколько более «настоящим» и цельным, освобожденным от ограничивающих натуру привычек, состояний, стереотипов мышления, сформировавшихся в процессе жизни.
Практика медитативного погружения в арканы дает возможность согласиться с собой, с собственным несовершенством и научиться иметь дело с этим знанием или, напротив, увидеть свои дремлющие способности, таланты и дать себе право их развивать и реализовывать.
Происходит ли изменение характера? И да, и нет. Да – потому что многое изменяется в поведении человека, в восприятии людей, отношений (в широком понимании) и окружающего мира в целом. Главное – появляется бо́льшая ответственность за свои действия и слова и бо́льшая внешняя или внутренняя активность. Нет – потому что на самом деле человек приходит к себе настоящему, такому, каким именно он задуман природой или Богом и воплощен родителями.
Авторы:
Нина Фролова, Мастер Таро, психолог, расстановщик, таролог‑консультант, преподаватель Таро, автор книги «Симболон. Ступени к гармонии».
Константин Верещагин (Лаво), Мастер Таро, практический психолог, расстановщик, таролог‑консультант, преподаватель Таро.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1