История первой мировой войны. Месопотамия: 1914-1916 гг
После провала Галлиполийской кампании в 1915 году единственным непроверенным путем нападения на Турецкую империю стал Ближний Восток через Месопотамию или Палестину.
С самого начала войны Месопотамия была местом британской неразберихи и бедствий. Как только Великобритания и Турция вступили в войну, в начале ноября 1914 года, британские войска направились в поход для захвата турецкого порта Басра на реке Шатт-эль-Араб (место слияния двух великих рек Месопотамии, Тигра и Евфрата).
Цель похода была вполне обоснована. Басра находится всего в пятидесяти милях вверх по течению от персидского порта Абадан, где недавно созданная англо-персидская нефтяная компания перерабатывала и отгружала свой товар. Великобритании требовалось защитить свои поставки дизельного топлива для военно-морского флота. Данная цель была достигнута достаточно быстро. Басра взята 22 ноября 1914 года, и примерно в пятидесяти милях к северу на стыке Тигра и Евфрата установлен оборонительный форпост. И когда 1915 году, когда кампания в Галлиполи захлебнулась, наступление вверх по Тигру становится политически привлекательным.
Басра
Амару взяли 3 июня 1915 года, 29 сентября пал и город Кут. Малочисленный Британско-индийский передовой отряд, медленно продвигается вверх по реке. В конце концов, 22 ноября 1915 года, ровно через год после успешного захвата Басры, он наталкивается на сильное турецкое сопротивление в историческом месте Ктесифон, всего в двадцати милях от Багдада.
С большими потерями (половина из 8500 человек убиты или ранены) силы союзников отступают, чтобы присоединиться к своим поддерживающим войскам в Куте. Там они оказываются в ловушке. В течение пяти месяцев их осаждает турецкая армия, пока 29 апреля 1916 года британский командующий, наконец, не сдается. 10 000 британских и индийских солдат были взяты в турецкий плен.
Эта авантюра против турок была такой же унизительной, как и современные события в Галлиполи. Но тем временем новые события в Аравии, кажется, вселяли большую надежду. Аравия и Палестина
Когда в 1914 году турки вступили в войну, потомственный эмир Мекки (Хусейн ибн Али) видит шанс забрать свою территорию из-под османского владычества. Он тайно начинает переговоры с англичанами. К июню 1916 года Хусейн готов начать арабское восстание на побережье Красного моря.
Наиболее боеспособную часть этого восстания возглавляет Фейсал, один из сыновей Хусейна, совместно с Т. Э. Лоуренсом, молодым британским офицером, прикомандированным для этой цели. Вместе они атакуют наиболее стратегически важный объект региона — железную дорогу, идущую на юг от Дамаска через Амман и Маан к Медине. Это единственный путь, по которому турки могли легко отправить подкрепление в Аравию. Такая стратегия увенчалась успехом, и к лету 6 июля 1917 года, в результате драматического набега Лоуренса и нескольких арабских вождей с несколькими сотнями их соплеменников, арабы продвинулись достаточно далеко на север, чтобы захватить Акабу. Вместе они убивают или берут в плен около 1200 воинов. Их же потери составили не более 200 солдат.
Порт Акабы занимает важное место в истоке одноименного залива. Он предоставляет относительно легкий доступ к Мертвому морю. Армия Фейсала теперь обладала хорошими возможностями для поддержки британского наступления на Палестину, действуя из пустынного района Негева, чтобы оказать давление на восточный фланг турок. Зимой 1916 года англичане прокладывают железную дорогу вдоль северного побережья Синайского полуострова. Благодаря этому. появляется возможность нападение на Газу, ворота в Палестину. Однако в марте и апреле 1917 года — кампания серьезно проваливается. В результате появляется новый командующий, Эдмунд Алленби.
7 ноября Алленби удается захватить Газу. За тем, месяцем позже, 9 декабря, следует захват Иерусалима. Тем временем судьба Британии в Месопотамии также изменилась благодаря новому командующему, Стэнли Моду. 24 февраля 1917 года Мод отвоевывает Кут. А уже 11 марта захватывает и Багдад. Так что к концу 1917 года союзники, оккупировав и Иерусалим, и Багдад, выполнили половину необходимой задачи на Ближнем Востоке. Но до границы с самой Турцией им еще далеко. На средиземноморском фронте впереди Дамаск и Алеппо, да еще в Месопотамии предстоит взять Мосул. И даже тогда есть почти непроходимая местность Анатолии, прежде чем появится возможность добраться до Стамбула.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев