Все мы знаем, что в советской прессе печатались только позитивные новости: сколько угля добыли, сколько медалей завоевали, сколько квартир новых построили и сколько фильмов хороших сняли.
Плохие сценарии, наравне с неугодными режиссерами и актерами рубились на корню. Первые не проходили цензуру, а вторые попадали в "черный список" и предавались забвению.
Вот почему на самую вершину популярности пробивались только угодные власти деятели искусств. Однако самые яркие советские звезды принимали правила игры. Эта власть позволила им стать знаменитыми, они же, в свою очередь, соглашались на гастроли по стране и на встречи с простыми зрителями. За плату, которая была установлена тарифом.
Последнее условие было необходимо для того, чтобы простые люди не чувствовали пропасть между собой и своими кумирами. Вот почему никто не разглашал сумму государственных премий. Вот почему никто в газетах не печатал фото роскошных апартаментов звезд и не перетряхивал содержимое их сейфов. Вся эта роскошь была окутана ореолом тайны.
Тем не менее, в конце 30-х годов советская пресса катком прошлась по двум небожительницам. Одной эта история изрядно подпортила репутацию, а вот второй показалась сущим пустяком.
***
Первая звезда, о которой пойдет речь – певица Лидия Русланова. В репертуаре артистки были преимущественно народные песни. Норов у певицы из народа тоже был крутым. Если что не по ней – крыла организаторов концертов трехэтажным матом.
Став популярной, артистка из народа быстро привыкла к роскоши и, похоже, имела звездную болезнь. А иначе, как объяснить, что Лидия Андреевна позволяла себе опаздывать на сборные концерты на целый час?
Доподлинно известно, что такой случай произошел в Первомайском районе Москвы на концерте, организованном для ударников производства в январе 1938 года. Русланова должна была выступать в первом отделении, но задержалась на целый час.
Организаторам пришлось сдвигать очередность выступающих. Они решили поместить опоздавшую звезду в самый конец второго отделения. Но та не желала томиться в тесной гримерке в ожидании своей очереди. Громко ругалась и говорила, что должна выступить немедленно!
Но еще раз тасовать очередность выступающих никто не стал. Тогда Лидия Андреевна решила отомстить организаторам. Дождавшись своей очереди, певица вышла на сцену и сквозь нескрываемое раздражение исполнила пару песен. Затем сразу поспешила удалиться, не соизволив попрощаться с публикой.
В зале кроме стахановцев присутствовали уважаемые люди, члены партии, занимающие самые высокие должности.
Никто не посмел терпеть такого надменного отношения, поэтому в прессе на следующее утро вышли разгромные статьи. Журналисты писали, что проведение Руслановой недопустимо.
Статья "Эстрадные нравы" в газете «Советское искусство» от 16 января 1938 года:
«Артист обязан уважать аудиторию, перед которой он выступает. Эту азбучную истину все еще не могут понять некоторые артисты эстрады.
Под влиянием общественного мнения артистку даже на полгода отстранили от концертов.
***
А вот суперзвезда довоенного кино Любовь Орлова не позволяла себе ничего подобного по отношению к публике. Несмотря на то, что артистка пользовалась благосклонностью самого товарища Сталина.
В конце 30-х годов не было в Советском Союзе более знаменитой пары, чем Орлова и режиссер Александров. И вот затеяла звездная чета строительство шикарной дачи во Внуково. Однако денег собрать сразу не удалось. Тогда Любовь Петровна решила прибегнуть к небольшим махинациям.
Пользуясь своим статусом, она выставила ценник в 3000 рублей за каждый из восьми концертов в Одессе и 3300 за каждое выступление в Киеве. Однако официально Орлова не могла просить больше установленных приказом 750 рублей.
Потакал чрезмерным аппетитам артистки начальник Одесского управления по делам искусств товарищ Фишман. Чиновник сумел продавить интересы звезды в Одессе, но не смог сделать этого в Киеве.
Инцидент был квалифицирован, как жульничество, и стал достоянием прессы.
Статья "Недостойное поведение" в газете "Советское искусство" от 10 июня 1938 года:
Казалось бы, и звание заслуженной артистки, и популярность обязывают Л. П. Орлову к особой щепетильности в денежных вопросах. Однако артистка, видимо, считает возможным по-иному использовать выгоды своего положения.
Поведение Любови Петровны называлось "недостойным звания советской артистки". Получив нелестные отзывы, звезда больше не прибегала к подобным махинациям. Но, все же, преспокойно достроила дачу. Хватило доходов, полученных от фильма "Светлый путь" и Сталинской премии.
Нет комментариев