Штурман Валентина Семеновна
Не смейте забывать учителей
Андрей Дементьев
Бессменным учителем географии у нас была Штурман Валентина Семеновна. Валентина Семеновна в наши школьные годы была совсем молодой красивой женщиной до 30 лет. Она была довольно высокой, стройной, с темными волосами. Валентина Семеновна была общительной и доброжелательной. В ее словах и поведении мне запомнилась легкая и веселая ироничность, ироничность к себе и к ученикам. Но эта ирония была не обидной, а какой-то доброй или снисходительной. В ее облике было что-то восточное, армянское или грузинское. Она вела активный образ жизни. Рядом с домом (она проживала в доме, где был магазин Ангара) была волейбольная площадка, Валентина Семеновна играла на ней с соседями в волейбол. А еще зимой она ходила на лыжах по Ангаре, а также ходила с дочерью на каток.
География – это наука о нашем общем большом доме, о планете Земля. Свой дом надо знать. Наш дом - он сложный, разнообразный, многокрасочный. И география - очень емкий предмет. Он включает физическую географию, политическую, экономическую, климатическую и т.д. Как следствие, география требует от педагога обширных и глубоких знаний, в том числе в смежных науках. Валентина Семеновна старалась сделать свой урок интересным и познавательным. Она хотела, чтобы ученики увидели и узнали свой большой дом во всей его природной красоте и всем величии рук человека. Помочь им в этом.
Валентина Семеновна была хорошим рассказчиком. Интересными были ее рассказы об эпохе великих географических открытий, путешествиях Колумба, Магеллана, Америго Веспуччи. Да и путешествие нашего тверского купца Афанасия Никитина за три моря в Индию. А географические названия, такие как мыс Доброй Надежды, Магелланов пролив, остров Огненная земля звучали как музыка, звали и манили в дальние путешествия. Меня, помнится, впечатлили истории с полярными исследователями начала 20-века. Историю о Фритьофе Нансене, его уникальном корабле Фрам и дрейфе во льдах Арктики. Историю открытия южного полюса, когда две полярные экспедиции норвежца Руала Амундсена и англичанина Роберта Скотта двигались к полюсу по льдам Антарктиды. И трагедию Скотта. Его группа двигалась на мотосанях, а керосин вытек из канистр, потому что стыки были запаяны оловом, а олово на морозе разрушилось. Объясняя причину утраты керосина, Валентине Семеновне пришлось обратиться к познаниям из области химии.
Усвоению географии способствовали наглядные пособия. Главным наглядным пособием на уроках географии был, конечно, глобус. Большой разноцветный шар, расчерченный вертикальными и горизонтальными линиями (меридианами и параллелями). Он стоял на столе. Как напоминание того, что мы на уроках географии изучаем наш дом - нашу планету, а наша планета – это большой круглый шар, с южным и северным полюсами, который еще и вращается вокруг своей оси.
Ну а рабочим наглядным пособием на уроках географии были плоские и увеличенные проекции глобуса - географические карты. Они были на больших красочных блестящих листах, которые сворачивались в рулон. На урок географии дежурный приносил карты из учительской. На уроке они разворачивались и развешивались вдоль классной доски. Размером они были в классную доску. Ученик, который отвечал урок, выходил к карте и искал на ней остров, или озеро, или горы, или страну и тыкал туда указкой. Карты были разного назначения, физические, политические, экономические, климатические.
На политической карте мира мы искали страны, их столицы. Изучение любой страны начиналось с запоминания ее столицы. Мы выписывали в тетради столбики с названиями стран, а напротив столбик с соответствующими им городами - столицами. И дома – заучивали столицы государств. На уроке для запоминания столиц Валентина Семеновна применяла такой способ. Она вызывала к доске сразу двух учеников и задавала вопрос: «Назовите столицу (к примеру) Испании». Один из учеников называл столицу (город Мадрид), а другой искал страну Испанию и город Мадрид на карте. Потом ученики менялись ролями. Потом вызывалась другая пара учеников. Увлекательным получался урок.
Еще города или другие географические объекты мы находили на картах по координатам (долготе и широте). Она давала задание найти город на карте, выписывала координаты (значения долготы и широты) на доске, а мы находили по этим значениям заданный город на карте. Моя племянница Люда на уроке географии, разыскивая на карте по координатам населенный пункт, спутала широту и долготу. И оказалась где-то в другом месте и в другом полушарии. Потом мой зять Петя, ее папа, долго подшучивал над ней, говорил: «Ну как у тебя дела по георгафии» (нарочно искажая слово география).
И еще одно школьное воспоминание о географической широте, не имеющее отношение к урокам географии. В 8 классе был КВН, игра между командами нашей 1-й школы и 8-летней школы с Микрорайона. Игра проходила в актовом зале Дворца культуры. Запомнилось музыкальное приветствие команды с Микрорайона. В основе музыкального приветствия – их редакция песни С. Пожлакова «Ребята 70-й широты». В переделанной песне они пели о том, что им не страшны ни каверзные вопросы команды-соперника, ни сложные задания жюри. А почему их ничто не страшит, команда с Микрорайон-горы отвечала здесь же, в припеве. Они пели: «Ведь мы ребята, ведь мы ребята с Микрорайон -горы». В оригинале этой песне припев такой: «А нам не страшен ни вал 10-й, ни холод вечной мерзлоты, ведь мы ребята, ведь мы ребята с 70-й широты».
На одном из уроков мы вспомнили книгу Жюль Верна «Дети капитана Гранта». Как рыбаки нашли в море бутылку, в которой была записка капитана Гранта о том, что их корабль потерпел кораблекрушение, и они оказались на необитаемом острове. И указал координаты этого острова. Но на записке сохранилась одна координата -37 градус южной широты, а вторая координата стерлась. Дети капитана решили спасти отца. На шхуне они совершили длительный поход через Магелланов пролив к Чили и Аргентине, потом на восток в сторону Австралии вдоль указанной широты. Помнится, Валентина Семеновна вызвала добровольца, и он, стоя у карты, показал маршрут шхуны вдоль этой широты, объясняя какие океаны, моря, страны, острова встречались на их пути. И весь класс помогал ему. Вот такие уроки украшают процесс обучения.
Было еще одно наглядное пособие - географический атлас с географическими картами. Такие атласы мы покупали в книжном магазине. Но были еще и школьные атласы. И я не помню, отличались ли они чем-то от тех, что мы покупали в магазине. На занятие дежурный по классу приносил из учительской стопку атласов и раздавал их по партам – по одному атласу на парту. Мы открывали нужную карту в атласе в соответствии с темой урока. Валентина Семеновна рассказывала о какой-то стране, или горном массиве, или море, а мы находили их на карте атласа, запоминали их расположение, форму, особенности (например, высоту горы или глубину моря).
Нашлось еще одно неожиданное применение этим атласам. Тогда не было мобильных телефонов и иных средств связи. Средств общения. А потребность в общении была. И вот эти школьные атласы стали своеобразными средствами общения. В голубиной почте сообщение передавалось через голубя, а здесь, в школе, ученики приноровились передавать сообщения, общаться с учениками параллельных классов через атласы. Страницы атласа запестрели разными заметками, сплетнями, комментариями, байками, приветами. Писали либо адресно кому-то (это уже переписка), либо без адресно, то есть всем. И весь атлас был исписан какими-то сообщениями. Такое было развлечение или баловство на уроках географии. Вместо того, чтобы слушать учителя, погружаться в увлекательный мир морей, гор, лесов и океанов, ученики, при получении атласа, погружались в чтение или написание разных баек и сплетен. Порой даже не совсем литературных. Помню, Толя Выборов в порыве поэтического вдохновения написал шутливую вариацию на тему песни «Эх, снег, снежок, белая метелица. . . .». Валентина Семеновна как-то боролась с доморощенными «писателями», замазывала сообщения, но они появлялись вновь.
Еще были у нас контурные карты. Да они и сейчас есть. Как без них. Наборы контурных карт продавались в книжном магазине. На контурные карты мы наносили названия рек и горных массивов, границ морей и океанов, названия городов и стран, распространения пустынь и лесов и т.д, в зависимости от изучаемой темы и задания учителя. Когда переносишь на контурную карту наименования городов, рек, гор и т.д., они (города, реки и т.д.) лучше запоминаются, лучше ложатся на память. Здесь задействованы не только глаза как органы чувств, но привлекается вся мелкая моторика, память на кончике пальцев. Полезное наглядное пособие. Я как-то подсмотрел в 8 классе, как Витя Пазников делал свои контурные карты. Он не пользовался магазинными контурными картами. Он переносил очертания географического объекта из атласа на лист ватмана. Для этого прикладывал к оконному стеклу карту из атласа и лист ватмана, и на ватман карандашом копировал эту карту. А потом работал уже с ватманом: наносил надписи, значки, условные обозначения, названия, раскрашивал цветными карандашами. Получалось. Красочно. Мне понравилось. И я решил последовать его примеру. Тоже стал переносить на лист ватмана очертания карты из атласа. И тоже уже на лист ватмана наносил названия городов, стран, морей, значки, цифры и раскрашивал карту цветными карандашами. Это оказалось увлекательным занятием. И это было уже не только выполнение домашнего задания, но и творчество. В раннем детстве я любил раскрашивать не цветные рисунки из журнала «Огонек». И здесь я вновь вернулся к детскому увлечению, но раскрашивал уже свои рисунки. У меня сохранилось несколько таких карт. Конечно, они дороги мне как память о школьных годах. Вероятно, это 1970 год, 8-й класс. На левой карте проставлена рукой Валентины Семеновны оценка «5». Раньше это была просто оценка за домашнее задание, а теперь можно считать ее автографом нашего учителя.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8