Прокопьева Зоя Иннокентьевна
Бессменным учителем физкультуры с 6 по 10 классы была у нас Прокопьева Зоя Иннокентьевна. Зоя Иннокентьевна в те годы была совсем молодой женщиной до 30 лет. Несмотря на молодой возраст, она была вполне уверенной в себе, в своих силах. В школе она неизменно была в спортивном трикотажном костюме синего цвета, плотно облегающем ее крепкое спортивное тело. На шее постоянно висел свисток на шнурке. Ходила немного вразвалочку. У нее была короткая стрижка с крашеными каштанового цвета волосами. Часто, на перемене, мы наблюдали, как по центру коридора, мимо стоящих у окон учеников, с достоинством несла она свое спортивное тело. Шла уверенно, мощно. К ученикам она обращалась по фамилии, и звучало это резко, по-военному. Как лейтенант на плацу, который вызывает бойца из строя. К примеру, «Пазников» (это – к Вите Пазникову), произносилось как команда, не просьба подойти, а команда, требующая беспрекословного исполнения. При этом она не допускала обидных слов, грубости по отношению к ученику.
Идет однажды Зоя Иннокентьевна по коридору на 2 этажу, в своем спортивном костюме, на шее неизменный свисток на шнурке, в руке – классный журнал. Идет своей уверенной неспешной походкой, вразвалку. Проходит мимо 10-классников, что стояли у окна напротив своего класса, возле кабинета химии. Один из них не удержался и решил пошутить. Он тихонечко полусогнувшись идет за ней, приближается сзади и делает вид, что пытается ущипнуть ее ниже пояса. Все стоят, наблюдают, замерли в ожидании, чем закончится эта рискованная шутка, что будет дальше. Зоя Иннокентьевна как будто почувствовала это приближение сзади и, немного повернувшись, бьет шутника журналом по голове. Одобрительный смех. А сама она важно, вразвалку, не останавливаясь, продолжает свой путь.
В учительском коллективе у Зои Иннокентьевны была подруга – преподаватель английского языка Раиса Петровна Жукова. Как вспоминают ее ученики, Раиса Петровна была хорошим учителем. Что-то их объединяло, какие-то общие интересы. Обе были остры на язык, не считались с условностями, не стеснялись и не боялись озвучить вслух свое мнение. Обе были на то время незамужние женщины. Возможно это объединяло подруг. Они даже ходили в ДК на танцы. Нина Бородина вспоминала, что иногда на танцах она сталкивалась с Зоей Иннокентьевной. Та, увидев Нину, полушутя-полусерьезно, грозила ей пальчиком, как бы говоря: «Ай-я-яй, а ну-ка быстрее, домой, за уроки, за учебники».
Зоя Иннокентьевна в школе всегда была в своем спортивном трикотажном костюме. В другой одежде я ее не видел. Вероятно, на танцы она ходила в другой, в праздничной одежде. Но я на танцы не ходил, не знаю. И я думаю, что это не было бахвальством, демонстрацией своего красивого костюма и своих женских форм. Она полагала, что на своей работе, в школе, она должна быть в своей рабочей одежде. Как медицинский работник в поликлинике должен быть в белом халате. Тем самым она показывала свое серьезное отношение к работе и уважительное отношение к ученикам. Она показывала и пример своим ученикам, как надо одеваться на ее уроки. Быть как она на уроках физкультуры в спортивной форме. Но вот требовала ли она приходить на ее уроки в спортивной форме? Не помню. Я как-то задумался по спортивной форме. Была ли она у всех? Я имею ввиду спортивный костюм, кеды. Школьные спортивные костюмы тогда уже были, продавались, такие простые х/б трико (штаны и футболка) черного и синего цвета. Их еще мы называли трикушкой. После недолгой носки штаны вытягивались, пузырились на коленях. Были кеды. А вот где мы переодевались? Ведь не было условий для переодевания. Не было привычных теперь кабинок для переодевания. Как следствие, не было нормальных условий для занятий физкультурой. Кто-то надевал трико под брюки. Брюки снимались - и ты в спортивной форме. А кто-то на физкультуре бегал в той же школьной одежде, не переодеваясь. Было и такое. Настоящий спортивный костюм был у Тани Гриценко, трикотажный, синего цвета. Еще, как утверждает Коля, спортивная одежда была у Гали Карасевой. Вероятно, и у других тоже была. Но я не помню даже о себе, была ли у меня спортивная форма. Отсутствие спортивной формы обесценивало уроки физкультуры.
Трикотажные спортивные костюмы с молнией как у Зои Иннокентьевны были тогда в дефиците, они были модными. Мы немного завидовали нашему учителю, ее спортивному костюму, и, вероятно, гадали, где она приобрела его. Верхнюю часть костюма называли мастеркой или олимпийкой. Девчонки и парни мечтали о таком костюме. Но он предназначался уже не для спорта, а рассматривался как выходная модная одежда. И вдруг новость: на микрорайоне, в швейном ателье, швеи научились шить эти мастерки. Об этом узнал мой брат Владик, сагитировал меня, и мы с ним поехали на микрорайон в ателье. Закройщик снял мерку и нам сшили эти мастерки. У меня была мастерка серого цвета. Я немного прикоснулся так сказать к «высокой моде».
Уроки физкультуры проходили в соответствии с учебными планами и включали, как я понимаю, несколько блоков: легкую атлетику, игровые виды спорта, лыжи, спортивную гимнастику. В 6-7 классе скорее всего была спортивная гимнастика. Занятия проходили в школьном спортзале. Спортзал был на 1 этаже, маленький, неудобный. В размерах баскетбольной площадки. Но зато это был свой, законный спортзал. Это сейчас в школе во дворе выстроили отдельно стоящее здание с настоящим большим спортзалом. В том спортзале были канаты, по которым надо было взбираться, карабкаясь, до потолка. Канат при подъеме начинал раскачиваться, что усложняло подъем. Были гимнастические козлы с матами, через которые, разбежавшись, надо было прыгать. Не всем удавалось перепрыгнуть через козла. Кому-то удавалось только запрыгнуть на его спину, а кто-то вообще останавливался перед ним в нерешительности. Были брусья, на которых делали упражнения для укрепления пресса. Был турник, на котором надо было подтянуться. На матах делали кувырки через голову. Физическая подготовка у всех была разная, кому-то все эти упражнения давались легко, а кому-то было трудно. Вот, к примеру, Галя Карасева, она могла крутить акробатическое колесо, так что вся школьная гимнастика не представляла для нее никакой сложности.
Зимой на уроках физкультуры были лыжи. Вероятно, считалось что все мы должны немного уметь кататься на лыжах. Ведь мы же сибиряки, как без умения кататься на лыжах жить в холодной и снежной Сибири? Поэтому тратить время на обучение школьников технике бега на лыжах считалось ненужным. Хотя при стадионе существовала лыжная секция. Мы катались или ходили на лыжах в парке, что примыкал к стадиону. В парке по периметру была проложена лыжня, и надо было пройти полный круг по ней (это около 1.5-2 км) и уложиться во время (выполнить какой-то норматив). Может мы сдавали нормы ГТО? В школе лыжи хранились в подвале под центральной лестницей. И уже были с креплением на ботинки. Мы спускались по лестнице в подвал, получали эти лыжи, выходили на школьный двор через дверь, что была напротив подвала. Мы шли по двору мимо уличного деревянного туалета, выкрашенного известкой в белый цвет, пролазили через дыру в заборе на улицу и гуськом, мимо строящегося профилактория, через стадион, двигались в парк. Наверное, уроки физкультуры были спаренные (два урока). В парке, у места старта, стояла Зоя Иннокентьевна и поочередно выпускала на лыжню ученика, фиксируя время старта. Непросто пройти этот круг на лыжах, без подготовки и тренировки, да если ты не умеешь кататься на лыжах. Галя Карасева вспоминает как Вера Александрова и Катя Бобовская проходили этот круг. Девушки были довольно крупные, без подготовки им было тяжело. Шли они шли, устали, запыхались, да и лыжи проскальзывают, сил уже нет. Тогда они сняли лыжи и быстро-быстро наискосок по снегу срезали большую часть круга, а потом вновь надели лыжи и доковыляли до финиша.
Как мне кажется, эти лыжные старты в парке были все-таки полезными, они давали навыки ходьбы на лыжах, они давали на мышечном уровне представление о лыжах. А также они были тренировкой, они позволяли нам оценить свои силы и возможности для иных стартов. А иные старты – это лыжные вылазки на природу. В выходные дни мои одноклассники совершали лыжные походы на ту сторону Ангары. Заводилой был Толя Выборов. Галя Яричина вспомнила такой поход: «На другом берегу мы набрали ветки багульника. Вроде это и была цель нашего похода. На обратном пути на Ангаре был ветер, и мы все замерзли. Но было весело и интересно. Потом дома этот багульник у меня зацвел». Такое яркое впечатление от похода на лыжах. У меня же свое яркое и незабываемое впечатление от лыжных походов. Я со своими друзьями - соседями часто ходил на лыжах на ту сторону Ангары. Однажды мы перевалили через сопки, что вдоль Ангары, и вышли на равнину. И вдруг – перед нами такая картина. Снежное поле, а слева – деревня, дома, выстроившиеся в линию, поленницы с дровами, дым из труб, тишина и только лай собак. Я и не знал о такой деревне. Оказалось, что это село Калашниково. Я был зачарован этим зрелищем. Я испытал такое же чувство, которое испытывал, вероятно, когда-то путешественник, перед которым открывалась неизвестная доселе земля.
Осенью и весной, в теплое время года, была легкая атлетика. Зоя Иннокентьевна проводила уроки по легкой атлетике на городском стадионе. Своим стадионом школа не располагала. Дирекция школы, вероятно, как-то договаривалась с руководством стадиона о проведении уроков физкультуры. А может быть заключала договор аренды. Мы бегали на разные дистанции – 100 м, 200 м, 400 м (это полный круг по стадиону) и 800 м (два круга). На короткие дистанции 100 и 200 метров отрабатывали технику низкого старта. Пробежать 100 или 200 метров худо-бедно получалось. А вот пробежать 400, тем более 800 метров, без подготовки, без тренировки, без разумного расходования сил на всю дистанцию, было непросто. Обычно все начинали очень резво бежать, а потом сил на всю дистанцию не оставалось, ноги заплетались, начинало колоть в боку. Коля Вантеев вспомнил один из таких уроков на стадионе, в 9 классе, в апреле. Зоя Иннокентьевна совместила занятие сразу для двух классов, нашего 9 «а» и 9 «в». Цель урока – бег на 400 м. Сначала в забегах участвуют парни, девчонки - зрители, сидят на трибунах, наблюдают, болеют за своих. Выстроила на старте первую группу бегунов, из нашего класса на старте трое – Коля, Вася Безруков и Витя Кузнецов, из 9 «в» - человек 5. Вероятно, она сознательно внесла в урок, в эти забеги, элемент интриги, состязательности, соперничества между классами. Итак, бегуны стоят, ждут команду. Зоя Иннокентьевна свистит в свисток, нажимает на секундомер, и бегуны побежали. Гонку возглавили парни из 9 «в», они резво побежали, а вперед вырвался высокий за 180 см парень. Тем самым он сорвал аплодисменты зрителей с трибуны - девушек из их 9 «в» класса. А наша тройка тащилась позади всех, вызывая у наших одноклассниц унылое настроение. И вот тут началось: через 100 м сошёл с дистанции Кузнецов, а ещё через 50 м сошёл Безруков. Но за ними и соперники стали сходить с дистанции, визгу на трибунах поубавилось. На половине круга сошёл и лидер забега, дыхалка подвела, и из всех бегунов остался один Коля. Видно правильно он распределил свои силы. Развязка. Коля выходит на финишную прямую. На беговой дорожке - никого, красота, он чувствует себя триумфатором, победителем, героем. Как в песне В.Высоцкого: «Свободен, я счастлив, иду налегке, последние силы жгу, но что это, что?». А «что это что», точнее в данном случае а «кто это кто» – это Галя Карасева. Коля вдруг видит, что она на трибуне завязывает шнурки на своих тапочках. И как только он с ней поравнялся, а до финиша оставалось метров 60, Галя выскакивает на беговую дорожку и как рванет. Что ей взбрело в голову? Решила внести изюминку в забег? Смешала все карты. Трибуны оживились, заверещали, захлопали: "Браво, Галя!". Коля видит, что у него, на глазах у всех, крадут выстраданную и такую близкую победу. А он не может этого допустить. Собрав последние силы, Коля рванул за ней. Догнал, сначала шли ноздря в ноздрю, потом вырвался вперёд. И вот он финиш, и вот она Зоя Иннокентьевна со свистком и секундомером, и вот она победа. Драматический забег, полный страстей и эмоций. Публика в восторге. Наш 9 "а" - на высоте, Коля - герой, а наших одноклассниц распирает гордость за парней, которые утерли нос соперникам из другого класса. Ну а завтра, завтра Коля, из-за этой беготни, кое - как доплелся до школы, ибо порвал связки на спине и на ногах. Пострадал за честь класса. Последствия сказываются до сих пор. Вот такая история.
Не всегда нас пускали на стадион. Почему-то. Мы - как бедные родственники. Кому приютить бедных родственников? И приютил нас парк ДК. Может быть Зоя Иннокентьевна просила разрешение у дирекции ДК на проведение занятий в парке. А может быть и не просила вовсе, без всякого разрешения и без спроса. Здесь мы бегали, занятия проходили в левой части парка, по сути неприспособленной для этих целей, с уклоном. Еще одна локация, как модно теперь говорить. Сейчас в этой части парка ДК скульптуры городских мастеров. Я бы может быть и не запомнил те занятия в парке ДК. Если бы не Таня Гриценко. Уж очень красиво она бежала тогда в парке в своем спортивном костюме. Почти парила над землей. Загляденье. Таня была спортивной девушкой. С хорошей фигурой. Ее отмечала, ставила в пример всем нам Зоя Иннокентьевна.
И еще о легкой атлетике. Я не помню, прыгали ли мы в высоту. А вот в длину прыгали. На стадионе была яма для прыжков в длину. Обучение технике прыжков было кратким, главное - хороший разбег, подобрать ногу, попасть на доску, оттолкнуться толчковой ногой и не сделать заступ, после прыжка падать вперед. У ямы стоит Зоя Иннокентьевна, она контролирует заступ, у нее к свистку и секундомеру добавлялась рулетка. Прыжок, падение и бежит Зоя Иннокентьевна с рулеткой замерять длину прыжка. Еще бросали на дальность гранату. Девушкам тяжело давалась граната. Здесь еще требовалось соблюдение техники безопасности. Вдруг граната полетит не туда куда надо.
Игровые виды спорта были в течении года. Где-то в 6-7 классах мы активно играли в футбол. Занятия сводились к тому, что Зоя Иннокентьевна выдавала нам мяч, делил класс на 2 команды и вперед. В футбол мы играли или гоняли мяч на футбольном поле техникума, улица Хасанских боев, часто играли в футбол между классами. Сейчас на этом месте стоят пятиэтажки. На поле блистал лучший спортсмен класса – Володя Чувашов. Продвинутые игроки знали футбольные правила и во время игры кричали разные футбольные слова английского происхождения: тайм, гол, пас, аут, офсайд, пенальти и т.д. А еще игроки кричали «корень», когда мяч уходит за ворота, на угловой. Корень, русское слово на футбольном поле, откуда оно и почему? Я думал: «Надо же, русский язык обогатил футбольный лексикон русским словом «корень». Радуюсь за русский язык. И лишь потом я узнал, что корень – это искаженное игроками английское слово corner (угол).
В спортзале школы, вероятно в зимнее время, мы иногда играли в баскетбол. Играли азартно. Для баскетбола наш спортзал годился. Какие-то вводные со стороны Зои Иннокентьевны по правилам игры, по тактике, по технике паса и броска мяча в корзину все-таки были. Мне запомнилось правило, согласно которому мяч ведется одной рукой. Если игрок взял мяч двумя руками, то он должен либо сделать пас другому игроку, либо сделать бросок в корзину. Дальше вести мяч нельзя, это уже нарушение. А вот как надо правильно бросать мяч в корзину, я узнал много позже.
В спортзале ДК в 10-м классе мы играли в волейбол. Вероятно, дирекция школы тоже заключала договор аренды с руководством ДК. В ДК был хороший настоящий спортзал. Зоя Иннокентьевна разделила наш класс. В волейбол играли парни. Она оставила за себя Колю Петинова. А с девчонками она сама где-то занималась. Коля поначалу смущался такому доверию и выпавшей на его долю ответственности. Но потом освоился, вошел в роль. И хорошо проводил урок. Сначала была разминка. Потом отработка техники. И потом мы делились на две команды и играли в волейбол. Сам Коля хорошо играл в волейбол. Где-то он успел научиться. Он был прыгучий, у него был хлесткий поставленный удар, был хорош в приеме мяча и подаче. И вот Коля вместо Зои Иннокентьевны преподал нам первые уроки игры в волейбол. Отрабатывали и подачу, и прием мяча, и игру в пас, и удар через сетку. Особенно старался Толя Выборов, все старался освоить удар в нападении через сетку. И все просил, чтобы ему накидывали мяч на сетку, а он в прыжке, в атаке, в нападении бил по мячу через сетку. Когда получалось, когда нет. И все мы тоже старались освоить эту технику удара в нападении. Самая зрелищная часть игры. Коля учил нас играть в команде, т.е. не стараться сразу перебросить мяч через сетку, а играть в три паса: от защитника - пас на игрока под сеткой, оттуда мяч на атакующего игрока, и оттуда – заключительный удар через сетку. Игра в волейбол с тех далеких пор моя любимая групповая игра. На всех моих работах и если была такая возможность, я обязательно ходил в спортзал играть в волейбол. Спасибо Коле за первые уроки в волейбол. Еще в волейбол в спортзале играли военпреды. Были тогда на заводе ВСЭ военпреды или военная приемка. Военпреды – представители военного ведомства, офицеры, следили на заводе ВСЭ за производством изделий военного назначения, проверяли качество готового изделия, занимались приемкой и отправкой. На заводе был свой контроль готовой продукции (отдел технического контроля), а для продукции военного назначения дополнительно существовала военная приемка. Тогда на заводе ВСЭ, насколько мне известно, изготовляли аккумуляторы для подводных лодок. Так что благодаря волейболу мы неожиданно познакомились с военной приемкой, малоизвестной для нас стороной работы завода ВСЭ. Военпредам (офицерам) в их рабочем графике выделялось время для занятий спортом. Мы приходили в зал, а в зале играли в волейбол они, военпреды, взрослые крупные и даже пузатые дядьки. Играли они азартно, шумно, в три паса. Среди военпредов был папа Толи Дубровина, учился классом раньше нас. А мы думали: «Какая хорошая работа у военпредов, в рабочее время можно в волейбол поиграть». С нашим приходом они уступали нам площадку.
В школе ученики учатся. Они учатся читать, писать, считать. А вот научились ли мы на уроках физкультуры прыгать в длину дальше или бегать быстрее? Не уверен. У меня сложилось такое мнение, что уроки физкультуры были направлены не на то, чтобы чему-то научить, а на то, чтобы мы своими руками, ногами почувствовали и запомнили физическую нагрузку от бега, прыжков в длину и высоту, ходьбы на лыжах и т.д. На мышечном уровне. Чтобы мы сами попробовали прыгнуть, метнуть, пробежать. Чтобы мы получили представление об основах гимнастики, легкой атлетики, игровых видов спорта. Не в книжках об этом прочитали или по телевизору увидели, а сами попробовали, на себе прочувствовали
Отчасти эта минимальная задача была обусловлена тем, что в школе не было условий для полноценных занятий физкультурой. Не было своего хорошего спортзала, не было своего стадиона. Не было условий для переодевания в спортивную форму. И в целом, лучше было бы организовать уроки с учетом интересов учеников. Распределять учеников по спортивным секциям, к примеру, секция легкой атлетики, волейбола и т.д. В секции больше времени для занятий, здесь тренер, здесь можно учить и чему-то научиться. Но тогда такой возможности не было. Мы, ученики, могли бы больше получить от уроков физкультуры. Но не было условий.
Зое Иннокентьевне было непросто. Учитель химии или физики имеет свой хорошо оборудованный кабинет для проведения занятий. А у нее был только маленький спортзал. Все. Эффективно проводить занятия было нелегко. Но она честно отрабатывала учебные планы, и все, что было прописано в этих планах, она выполняла.
Через годы я побывал в школе, в школьном музее. Увидел здесь множество спортивных кубков, грамот, которые завоевали в спортивной борьбе ученики нашей школы. В том числе под руководством Зои Иннокентьевны. Это ее заслуга. А также ее заслуга состоит в том, что она все-таки старалась привить нам здоровый образ жизни, призывала по возможности заниматься спортом и физкультурой, делать по утрам зарядку, побольше двигаться. И наша благодарность ей за это.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13