В октябре 1939 года нас, двадцать молодых парней из Белозерского района, призвали на действительную военную службу в кадровую армию. Служили мы все в одной стрелковой дивизии, а большинство – в одном полку, по разным военным специальностям: кто минометчиком, кто пулеметчиком, кто артиллеристом, кто связистом, а кто стрелком.
Трехмесячное нахождение на финской войне обошлось благополучно и обратно возвратились почти без потерь. На Великую Отечественную войну эшелоны дивизии отправлялись 25 июня и разгружались уже в прифронтовой полосе в начале июля в окрестностях городов Ржев, Гжатск Калининской и Смоленской областей.
Но не всем нашим солдатам пришлось исполнить свой священный долг. Многие из них погибли еще в вагонах при движении поезда.
Если из Белозерского района было на войне три тысячи человек, а после войны вернулись домой живыми – половина, то нас из 20 парней возвратилось всего пятеро.
– Почему? – могут спросить неосведомленные люди, – или плохо перед войной кадровые солдаты были обучены военному делу? Не имели физической подготовки и служили открытой мишенью для противника, морально были неустойчивы, не было оружия или другие какие причины давали повод для отступления наших войск до стен Москвы? Комментарии по этим и ряду других вопросов теперь уже излишни.
Находясь на переднем крае лицом к лицу с противником, в многочисленных боях, участвуя в славных больших операциях наших войск, таких как измотавшая немцев оборона 1941 года, первый и большой разгром немцев в боях под Москвой, Орловско-Курская «огненная дуга», изгнание немцев с Кольского полуострова на Карельском фронте, полное освобождение от немецких захватчиков территории Белоруссии и Прибалтийских республик, я хорошо знаю, что наши солдаты перед войной были отлично подготовлены, они имели твердые знания военного дела, были физически сильны для ведения современного боя.
Они приняли главный натиск фашистской огненной лавины. Так, стрелковый полк, в котором мне довелось воевать под Москвой, сумел остановить последнее наступление в трехсуточном бою у д. Могутово вблизи города Нар-Фоминска, выстоял, а на четвертый обратил врага в бегство. Если сначала мы отступили на 12 километров, то 4 декабря за три часа вышли на свою прежнюю оборону, захватив много трофеев и пленных. Со дня того декабрьского боя прошло сорок шесть лет. Четвертого декабря 1941 года был развеян миф о непобедимости немецкой армии.
Период битвы под Москвой не может быть забытым людьми советской земли.
Вспоминая годы войны, поражения и победы, бывая на беседах для детей и юношества, к сожалению отмечаю, что многие молодые парни призывного возраста несерьезно подходят к своим обязанностям по подготовке к службе в Советской Армии и к защите своего Отечества.
Как можно мириться с таким фактом, что из 35 призывников выполнили норму по стрельбе из винтовки только двое, до нормы физической подготовки кое-как дотянули трое. Это я наблюдал, и из данных райвоенкомата видно, что подготовка к службе в Вооруженных силах выглядит неутешительно.
Надо сказать, такая неподготовленность молодежи к военной службе создает озабоченность. Об этом надо подумать не только молодым, но и наставникам.
Н. ДОМОЖИРОВ, ветеран войны.
с. Белозерское.
1987 год.
Пунктуация и орфография автора сохранена.
#80летВеликойПобеде#Хроника#ЛюдиЗемлиБелозерской#БоевоеСлово
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев