Пожалуй, и не удастся никому в будущем. Однако Михаил Швейцер очень сомневался и вызывал Юрского на пробы из Ленинграда в Москву 18 раз! И независимый Сергей Юрьевич покорно и терпеливо подчинялся: он страстно желал играть Остапа Ибрагимовича и очень хотел работать со Швейцером. Результат стоил таких мучений: и зрители, и критики безоговорочно приняли швейцеровскую экранизацию "Золотого телёнка" (почти 30 миллионов зрителей!) и Бендера в трактовке Юрского (фото 3).
За два года до "Золотого телёнка" Юрский и Швейцер работали вместе на фильме "Время, вперёд!". Актер играл начальника строительного участка Давида Маргулиеса. И ещё один совместный проект - телевизионная экранизация пушкинских "Маленьких трагедий". И тут выбор Швейцера оказался безупречным: в чтении стихов равны Юрскому, пожалуй, только Алла Демидова, Михаил Козаков и Вениамин Смехов.
Поэзия, кстати, очень выручала актера, когда в 70-е годы его бесстыдно начали "жрать" в Ленинграде. По негласному указанию тогдашнего первого секретаря обкома партии Григория Романова и при поддержке КГБ ему запретили играть в театре, сниматься на телевидении и на "Ленфильме", записываться на радио. Не помог в этой ситуации и авторитетный Георгий Товстоногов - ему не нравилось, что Юрский увлёкся режиссурой и стал явным конкурентом "хозяину" БДТ. Спектакль Юрского "Фантазии Фарятьева" с ним же в заглавной роли имел не меньший успех, чем постановки Товстоногова. Актерские достижения Юрского на сцене БДТ тоже были значительны: он играл Чацкого, Тузенбаха, Генриха IV. И Мольера в постановке по пьесе Михаила Булгакова "Кабала святош". К счастью, поэтические программы Юрского за пределами Ленинградской области запретить никто не мог. И в эти же годы неожиданная поддержка пришла из Баку. Актер снялся подряд в нескольких азербайджанских фильмах: "Дервиш взрывает Париж", "В один прекрасный день", "Лев ушел из дома", "Дачный домик для одной семьи".
В 1978 году Юрский с семьёй решился на переезд в Москву. Его с супругой Натальей Теняковой приняли в театр имени Моссовета. Тенякова позже перешла в МХТ, а Сергей Юрьевич до конца жизни играл и ставил спектакли на сцене театра имени Моссовета. Главный режиссер театра Павел Хомский вспоминал, как Юрский уговорил Фаину Раневскую взяться за роль няньки Фелицаты в пьесе А.Островского "Правда хорошо, а счастье - лучше". Раневская настороженно относилась к новым людям в театре, а Юрскому удалось с ней подружиться. Сам Сергей Юрьевич играл в своем спектакле Грознова.
В кино актер был весьма избирательным. Впервые он мелькнул в эпизоде в чудесном фильме "Улица полна неожиданностей" в год окончания Ленинградского театрального института. Главную роль в картине играл невероятно популярный Леонид Харитонов, а натурные съемки велись на улицах города на Неве, что придало фильму особенное очарование. По-настоящему же открыл Юрского для кино Эльдар Рязанов, пригласивший артиста на роль Чудака в фантастическую комедию "Человек ниоткуда" (фото 5). В этом образе понадобились и эксцентрические, и акробатические навыки. А ими Юрский владел с детства, когда его семья жила чуть ли не за кулисами Московского цирка на Цветном бульваре, куда получил назначение отец будущего артиста, вернувшись из эвакуации.
Судьба "Человека ниоткуда" оказалась непростой. На нее вяло отреагировали, что повлияло в какой-то степени и на киносудьбу Юрского. Следующую заметную роль он получил в драме о кубинских революционерах "Черная чайка", сыграв в ней актёра-снайпера Хосе. А уж после Хосе Геннадий Полока пригласил Юрского на роль ВикНикСора в "кинопедагогическую" поэму "Республика ШКИД" (фото 4). Вчера по случаю юбилея актера ее показал телеканал "Культура".
Зрители любят и других персонажей Сергея Юрьевича: врача Груздева из сериала Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", мэтра Роше из теледетектива Аллы Суриковой "Ищите женщину". В ней в который раз Юрский партнерствовал с Леонидом Куравлевым, которого очень ценил. А потому и рассказал о работе с ним в документальном фильме "Леонид Куравлёв. На мне узоров нету".
Самым же всенародно любимым героем стал выпивоха дядя Митя из комедии Владимира Меньшова "Любовь и голуби" (фото 2) - пример невероятного актерского перевоплощения. Меньшов в документальном фильме, снятом к 75-летию Юрского, рассказывал, как артиста в гриме не пускали в ресторан, приняв за местного забулдыгу.
В наступившей эпохе сериалов Юрского заинтересовали образы реальных людей. Он сыграл Бориса Пастернака в байопике "Фурцева", отца Иосифа Бродского в фильме "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину", Циолковского в картине "Королёв".
Актер поставил по собственному сценарию фильм "Чернов", сыграв в нем дирижёра. Он автор двенадцати книг. Одна из них называется "Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского" (актер прекрасно владел французским языком). Самая же известная из двенадцати - автобиографическая книга "Игра в жизнь".

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1