Кухонное окно выходило во двор, и я, гуляя перед сном с собакой, поглядывал на светящийся прямоугольник на пятом этаже. Наверное, самое дорогое мое воспоминание — то светящееся кухонное окно, за которым — мама...
(с) Георгий Данелия
"У меня было в жизни два потрясения. Первое — это я сам, и о нём я снял «Не горюй!». А второе — это ты, и о нём я снял «Осенний марафон». И выше этого мне никогда не прыгнуть".
(с) Георгий Данелия — Виктории Токаревой (с её слов)
Гео́ргий Никола́евич Дане́лия — советский, грузинский, российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и писатель. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), Государственной премии России (1996).
Отец — Данелия Николай Дмитриевич (1902—1981) — инженер-путеец, был начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР, генерал-майор.
Мать — Анджапаридзе Мери Ивлиановна (1905—1980) — работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссёром; сняла несколько короткометражных фильмов. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).
Племянник народных артистов СССР Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели, двоюродный брат грузинской актрисы Софико Чиаурели.
В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, в 1959 году — Высшие режиссёрские курсы. Первые работы — фильмы «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л.Н. Толстого), «Серёжа» (1960, совместно с И.В. Таланкиным, по повести В.Ф. Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести В.В. Конецкого) — как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссёра, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм уживаются с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности.
Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (1975) не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя — «Осенний марафон»(1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) — была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино»(1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве»(1964). Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Работы 90-х годов («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орёл и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997).
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 1987 года - президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» Киноконцерна «Мосфильм».
С 2003 года являлся президентом «Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино».
Увлекался живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Почётный член Российской академии художеств.
Цитаты.
На любую дорогу можно вернуться. Если она правильная.Мне кажется, жизнь - полустанок: ехал в поезде, сошел на полустанке, потом поедешь дальше. Только пока ты на полустанке, ты не помнишь предыдущего пути и не знаешь, что будет потом. А там, в поезде, ты снова встретишь тех, кого хочешь встретить... Мне повезло, я хочу встретить многих.
Самое дорогое мое воспоминание - светящееся кухонное окно, за которым - мама.
В каждом герое моих фильмов есть черты, присущие мне. Каждый мой герой необычен не в смысле положения на социальной лестнице, а как человек, индивидуальность, каждый со своими стремлениями. Один хотел в большое небо, другой за девушкой ухаживал и от жены прятался, третий полюбил пасынка как родного сына...
Я давно заметил, что когда люди работают, то национальных проблем не возникает.
Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый. Когда снимаешь фильм, как будто бежишь стометровку. Не хватает времени, каждая секунда дорога: придумать, решить, сделать.
Я встречал и сволочей, и предателей. Но все они крепко-накрепко заперты в ящике моей памяти, и вход им в мои воспоминания строго запрещен.
Женщины - всегда женщины, они не делятся на старых и молодых.
Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни.
Жизнь - не сценарий, ее не перепишешь! А жаль!
Судьба распорядилась, что ни одного серьезного фильма я так и не снял.
В старости все видится как в бинокль - чем дальше, тем лучше.
Неизвестные факты про 10 культовых фильмов Георгия Данелии: О чем не догадываются зрители
В этом обзоре забавные, а иногда немного грустные факты о культовых фильмах великого мастера, о которых даже не догадывались советские зрители, которые не раз пересматривали эти картины.
1. Кин-дза-дза: Что американский режиссёр хотел получить он советских военных
Режиссёр Георгий Данелия рассказал, что после выхода «Кин-дза-дза!» к нему обратился американский режиссёр с предложением делать спецэффекты, так как ему понравился полёт пепелаца. Данелия ответил, что никаких спецэффектов тут не было, а гравицаппу ему дали в Министерстве Обороны. Через какое-то время Данелии позвонили военные и сказали не валять дурака, потому что американец на полном серьёзе запрашивал у них гравицаппу.
Когда снимался фильм «Кин-дза-дза!», генсеком СССР стал Черненко. Так как его инициалы были К.У., то Данелия решил подстраховаться и убрать из сценария частоупотребляемое универсальное слово «Ку». Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и другие, но пока съёмочная группа выбирала, Черненко умер, и в итоге всё осталось как прежде.
2. Кто такой Рене Хобуа, имя которого указано в титрах почти всех фильмов Данелии
Почти во всех фильмах Георгия Данелии в титрах указан актёр Рене Хобуа, хотя он никогда в них не снимался.
Георгий Данелия и Резо Габриадзе познакомились со строителем Рене Хобуа в конце 1960-х, когда жили в гостинице в Тбилиси и вместе писали сценарий фильма «Не горюй!». Несколько дней подряд они рассказывали ему разные версии сценария, чтобы узнать «мнение простого зрителя», пока Рене не попросил, чтобы его отпустили. Оказалось, что он приехал в командировку из Зугдиди и должен был «достать» стройматериалы, но вместо этого вынужден был слушать сценарий. В благодарность его фамилию поместили в титры.
3. «Афоня»: Как увеличить грудь, чтобы восхищался весь СССР
В фильме "Афоня" многие зрители помнят эпизод, когда главный герой "кадрит" пышногрудую девицу на танцах. Тогда актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить в бюстгальтер манную крупу. Грудь так "заиграла" в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной находкой.
4. «Я шагаю по Москве»: Афера Михалкова
Через некоторое время после начала съемок Никита Михалков подошел к Георгию Данелия и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошел на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актера. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрон Кончаловский. Этот фильм стал первой главной ролью 18-летнего Никиты.
5. «Осенний марафон» и национальный вопрос
Норберт Кухинке из "Осеннего марафона" Данелия был иностранным корреспондентом журнала "Шпигель" из ФРГ. После того, как Георгий Данелия взял его на роль немецкого профессора Хансена, возникли разногласия на уровне ЦК КПСС. Если профессор немецкий, то возникла бы необходимость пояснить, из ФРГ он или из ГДР. Но при любом раскладе стало бы невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую.
Кстати, героиня "Осеннего марафона" Наталья Гундарева играет стареющею жену главного героя, с которым у них взрослая, уже замужем дочь. Между тем, на момент выхода фильма Гундаревой был лишь 31 год, и она на год моложе Марины Неёловой, играющей роль молодой любовницы.
6. «Паспорт»: французы против грузина Кикабидзе
На главную роль в фильме "Паспорт" Данелия хотел пригласить Вахтанга Кикабидзе. Однако спонсоры из Франции настояли на том, чтобы это был французский актер. Кстати, документ, названный в фильме "паспортом", является советской выездной визой второго рода.
7. «Джентельмены удачи»: Кто должен был сняться в фильме и не снялся
История создания картины "Джентельмены удачи" такова. Сначала планировалось снять фильм о шайке мошенников, которых сыграли бы: Ролан Быков – фальшивомонетчика Миллиметра, Юрий Никулин – многоженца, Андрей Миронов – угонщика Пижона и Савелий Крамаров – карманника Косого. Все, кроме Крамарова, от ролей отказались, и сценарий переписали, а самого актера сначала забраковал худсовет, и режиссёру пришлось убеждать начальство утвердить его на роль Косого.
На роль Хмыря пробовались Рудольф Рудин, Виктор Сергачев и Лев Дуров, но в результате худсоветом был утвержден Георгий Вицин с припиской "надо поработать над гримом".
Дольше всего искали "Василия Алибабаевича" — утвержденный Фрунзик Мкртчян не смог приехать на съемки. Раднэр Муратов должен был играть эпизодического начальника тюрьмы, его переутвердили уже перед самым началом съемок.
8. «Афоня» и «Машина времени»
В фильме "Афоня" состоялся кинодебют группы "Машина времени". Песня для фильма была приобретена по всем законам, и спустя несколько месяцев Макаревич получил деньги, около 500 рублей, большая по тем временам сумма. На эти деньги группа купила в комиссионке магнитофон "Грюндиг", на котором музыканты записали не один хит.
9. «Мимино»: Вырезанные японцы-близнецы
В одном из вырезанных эпизодов фильма "Мимино", когда Мимино и Рубик заходят в лифт гостиницы, там стоят два японца, похожие друг на друга, как близнецы. Увидев входящих, японцы говорят друг другу по-японски (с русскими субтитрами): "Как все эти русские похожи друг на друга"
10. «Не горюй»: Родственные связи на съёмочной площадке
В картине "Не горюй!" Георгий Данелия снимал свою двоюродную сестру Софико Чиаурели. Надо сказать, что это единственный фильм, в котором режиссер снял родственницу-актрису, за что сестра немного, но обижалась на него. В перерывах между съемками, по словам самого Данелия, Софико раздражала его тем, что грызла семечки. Он просил не делать этого при нем, ругался, настаивал. В конце концов как-то подсел к сестре, взял горсть и сам стал грызть семечки. С тех пор семечки они грызли вместе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев