Затем последовала главная роль в «Приваловских миллионах» (1972) у Ярополка Лапшина, а в 1974 году ещё одна главная роль - в первом советском эротическом фильме «Осень» режиссёра Андрея Смирнова.
Из воспоминаний Леонида Кулагина о съемках:
- Вы снялись в первом советском эротическом фильме. Тогда вы были готовы к такой истории?
Л.К.: - Даже не представлял себе, что все так будет сложно. Во-первых, у нас в советском кинематографе ничего подобного не снимали. Это был первый опыт. Две трети фильма герои, причем 30-летние, то есть уже не совсем юные, проводят в постели. Сложно было не только мне, но и людям гораздо более смелым. Ведь нам надо было так сыграть и режиссеру так все это снять, чтобы это выглядело не пошло, не вульгарно, не цинично, а красиво, достойно и вместе с тем правдиво. У Андрея Смирнова, режиссера фильма, в главной роли снималась его первая жена. Мы были с Андреем знакомы прилично - с 67-го года, в его дебютном фильме «Ангел» по рассказу Юрия Олеши я снялся в своей первой киноработе. А «Осень» снималась в 1975 году. Это достаточный срок для знакомства. Это уже сильно облегчало процесс. С Наташей Рудной мы познакомились на пробах, где пробовались разные сцены, которые требовали откровенных разговоров и общения предельно откровенного. Ну не подлинно откровенного, которое было в фильме, но хотя бы предварительного знакомства и внутренней связи. Эта связь появилась. Люди, которые встречаются впервые и попадают в такую сцену, сразу не сыграют никогда. И слава богу, что эти так называемые «постельные сцены» снимались уже после того, как мы сняли всю огромную натуру. Мы еще больше подружились, живя в экспедиции, общаясь, дружа. И тем не менее было неловко - не знали, как это сделать.
- Почему неловко? Вы себя чувствуете без одежды уязвимым?
Л.К.: - Ну, это тяжело. Вот вы попробуйте встать перед камерой и раздеться.
- Ну, если есть какая-то сценическая задача...
Л.К.: - Задача там понятная. Ты приходишь, ты раздеваешься, ты ложишься. Задачи простые. Дальше задачи усложнялись тем, что должна возникнуть страсть. Вопрос, который постоянно задавали -- «а вы в кадре по-настоящему целуетесь или нет?». Тут надо понять, что такое «по-настоящему». Конечно, по-настоящему. Без каких-то там особенных глубин. Но это надо делать на каком-то огромном друг к другу доверии, если не превращать в холодное ремесло. Конечно, важно, чтобы мы нравились друг другу. Если я ей буду противен на уровне физиологии, то ничего не выйдет. Недаром на Западе существуют дублеры показывать отдельные части тела или какой-то эротический процесс. Эти сцены изматывали нас. Это очень сложно, когда на тебя смотрит глазок камеры. Конечно, всех выгоняли из павильона. Оставались люди, только имеющие отношение к съемке - режиссер, оператор и его два помощника, бригадир осветителей, осветители на фонарях, звукорежиссер - это уже целая компания. Мы же не профессионалы в съемках порнофильмов, которым все равно - с кем, что и как.
Помню, однажды после съемок одной из таких сцен мы с Наташей откинулись на подушки и взглянули вверх - и увидели на колосниках, по всему периметру огромного мосфильмовского павильона, сотни любопытных, которые собрались поглазеть на нас. Я чуть не умер от стыда. Попробуйте однажды при свидетелях с кем-нибудь любить друг друга. Конечно, в кино это искусство, конечно, это игра. Но уверяю вас - ничего не получится. Нам сильно помогал Андрей. Он говорил жене: «Наташа, ну сделай ты ему что-нибудь такое, помоги как-то». Или, помню, я никак не мог сыграть сцену, где мне надо было залезть Наташе под юбку и схватить ее там за бедро, прижать к себе и так далее. Андрей намучался с нами, потом придумал - заставил Наташу надеть чулки, чтобы я не просто стеснялся под юбкой, а был занят делом, чулки отстегивал. Действительно стало намного легче (Смеется).
- Вы боитесь играть смерть в кино или в театре?
Л.К.: - Нет, нисколько, миллион раз умирал, но в гроб не лягу. Правда, есть такое актерское поверье, что надо поставить рядом с гробом бутылку коньяка, и тогда ничего дурного не случится.
- А в жизни были у вас ситуации, близкие к смерти или пограничные с ней?
Л.К.: - Как раз это случилось на съемках фильма «Осень». Нам осталось доснять одну сцену. Мы уехали на гастроли с театром в Харьков. Вечером после спектакля мне надо было ехать в Москву доснимать сцену. У меня уже был билет. Я прихожу играть спектакль. И вдруг перед спектаклем чувствую совершенно дикую, ни с чем не сравнимую боль. Боль пронзила адская, словно кинжал в бок воткнули и прокрутили. Я просто рухнул на пол, упал со стула, полез под стол прятаться зачем-то. Я громко кричал - «помогите!». Мне казалось, что я громко кричу. По коридору случайно проходила моя жена - она ничего не слышала, случайно заглянула. Я не кричал - я шептал. Меня подняли на руки два актера. Они потом сказали, что я был совершенно невесом - при моем не дюжем росте и весе 80 килограммов. От боли концентрируются все мышцы. Меня увезла «скорая помощь», тут же в больнице меня побрили всего и отправили на операционный стол. Положение ухудшалось тем, что я не готовился к этой операции. С тех пор не ем крольчатины, сразу вспоминается эта боль. Помню, что последняя еда в театральном буфете была - жареная жирная крольчатина, у меня все было забито едой. Прободная язва. Я у отца потом узнал, что родился в сорочке - ну, пленка такая, знаете, на младенцах. Ежели бы это случилось после спектакля в поезде - меня просто бы не спасли. А так меня оперировал лучший хирург в Харькове. В воскресный день, когда дежурят простые хирурги, работал лучший хирург города. Это был 1975 год…(Из интервью)
«Осень» (1974)
Картина поставлена по литературному сценарию Андрея Смирнова «Рябина - ягода нежная». Кинематографическое начальство того времени сочло, что некоторые сцены сняты «слишком откровенно», и фильм был выпущен только третьим экраном, а режиссёр Андрей Смирнов надолго был отлучён от работы. «Осень» очень полюбил Ингмар Бергман, назвав ленту в письме Андрею Смирнову «шедевром камерной музыки». Сама картина удивительным образом напоминала его более поздние «Сцены из супружеской жизни» (1973)
Тихий, неторопливый, ненавязчивый во мнениях, домашний фильм, как будто снятый скрытой камерой. Общая обстановка, отношения между людьми показаны мастерски. Все актуально и созвучно в этом фильме до сих пор… В юности они любили друг друга, но расстались. Илья женился, стал врачом, Саша выучилась на инженера, вышла замуж. А теперь они опять вместе, на маленькой глухой станции. Они представились мужем и женой. На самом деле он пока женат на другой, да и она имеет опыт неудачного брака. Целых восемь дней они будут на глухом полустанке, где их никто не знает и никто не помешает их любви…
Режиссер: Андрей Смирнов
Актеры: Наталья Рудная, Леонид Кулагин, Наталья Гундарева, Александр Фатюшин, Людмила Максакова, Армен Джигарханян, Зоя Мокеева и др.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3