(моя старая статья, в конце молитвы для утреннего чая и стихи на калмыцком языке о калмыцком чае Б. Б. Сангаджиевой, с переводом Липкина и стихи о нашем чае на калмыцком языке, других калмыцких авторов.
"За гидг түләһән түләд, зандн гидг цәәһән чанад, майин үсәр үсләд, мокн тосар тослад, келн ээдмр цә чанад, керә даам тос тәвәд, зөв эргүләд, зу самрад уучкад, сур кевтә сунад, суха мет улаһад унтад одна" Җаңһрас
За- саксаул
майин үсн - молоко одногорбой верблюдицы
"Сур кевтә сунад, суха кевтә улаhад" - Джангар заснул (он), растянувшись, как сыромятный ремень, раскрасневшись, как лоза краснотала
"Киитнд халу өгдг"- В холод, тепло дает.
"Халунд серү өгдг"– В жару, прохладу дает.
Так, говорили калмыки о чае.
"Цә уухла, ѳрүнк цә уухм болҗана" - если пить чай, то лучше пить утренний чай, потому что, утром разлита энергия в природе. "Цә самрх дутман заңдрдмн" - чем больше мешаешь чай, тем он становится гуще, крепче, когда в чай добавляют масло, мускат и когда он перемешивается, в это время происходит аэрация, насыщение чая кислородом, энергией, масло распределяется равномерно по чаю, после 99 кратного перемешивания ( у кого-то 108 раз) чай приобретает нормальную температуру, становится гуще, крепче и насыщеннее по вкусу и энергии, легче для усвоения.
Компоненты чая, тоже несут свою определённую функцию, чай мы знаем, тонизирует, расслабляет нервную систему, масло - животный жир, молоко - это животный белок. Натрий, который находится в соли, воздействует на сердце, усиливая сердцебиение и давление крови, натрий принимает участие в генерации электрических импульсов в нервах и мышцах, также, содержание соли, является антисептиком и раньше калмыки не имели "заарта үнр"- запаха, т. к. вместе с потом выделялась соль из организма, которая тормозила действие микробов на коже. Еще, соль, обладает мягким слабительным эффектом, мускатный орех обладает легким наркотическим эффектом. Но солью не надо злоупотреблять. Человек, который размешивает чай, концентрируется на процессе, вращения проводит "зөв эргүләд" по ходу солнца, надеясь, что жизнь, все добрые дела и хорошие начинания будут двигаться вперед, по закону диалектики, вслед за солнцем. Во время подъёма половника идет вдох, обратно выливается тонкой струйкой на выдохе, про себя произносится мантра "Ом Мани Пад Ме Хум"или же 2 молитвы, данные в конце. И вот чай сварен, первая чашка подносится бурханам, сякюсенам, духам предков, с чтением йорял. "Барун һарин дундк (в переводе - средний, который обозначает нерн уга - безымяный палец) хурһарн Һурвн дәкҗ цацл кеһәд, йөрәл тәвнә"- безымянным пальцем правой руки трижды окропляют и произносят благопожелание. "Һурвн цацл гисн, эцк болсн теңгрт, эк болсн һазрт, һурвдгчнь болхла - һалын эзнд" - что значит три кропления, небу-отцу, матери - земле и третье хозяину - духу огня. "Бурхнд, бурхн болсн өвкнртән тәвсн дееҗин цә уурнь һарһад, отхн көвүнд өгнә" - пиалу с чаем, который поднесли бурханам и предкам, после того,как выйдет жар, отдавали младшему сыну. Подавали чай, начиная со старших, почтительно, двумя руками от сердца, на уровне груди. Пиала с чаем наливалась, чуть ниже краев, примерно на палец и чай нельзя было переливать, проливать, это было грехом, все равно, что расплескать "буй - кишгән, хөвән" - счастье. Не доливать чай тоже нельзя, это было неуважение к человеку, к гостю. Чай нельзя подавать "кемтркә амта ааһд" - в чашке, с отколотым краем, также нельзя подавать "ааһин ам чавчад" - большим пальцем заходить за край, на внутреннюю сторону пиалы. Пить чай тоже надо умеючи "сорад уухм болжана", когда втягиваешь на вдохе чай, с воздухом в рот, а затем на выдохе начинаешь проглатывать чай дальше, в это время воздух идёт навстречу чаю, он дополнительно охлаждается, смешивается с воздухом, и не обжигает пищевод, в котором нет нервных рецепторов. При таком энергетическом дыхании начинает включаться диафрагма. Результат такого питья будет, как у богатырей Джангара: "Сур кевтә сунад, суха кевтә улаhад" - Джангар заснул (он), растянувшись, как сыромятный ремень, раскрасневшись, как лоза краснотала.
После того, как напились чаю, вы отставляете пиалу от себя, со словами "аршан болтха!"- пусть будет нектаром! (выпитое и съеденное. И сопровождая благопожеланиями в адрес хозяев, ни в коем случае нельзя переворачивать пиалу вверх дном, это у нас воспринимается, как оскорбление.
Форма пиалы, тоже имела значение, это была полусфера, часть космоса, многие видели в ней символ солнца, луны, земли. Когда пила держалась в руке, то жар напитка воздействовал на рецепторы пальцев, дно проецировалось на точку в середине ладони , называемую у китайцев "лао - гун",в переводе "дворец труда" она относится к стихии огня, которая является точкой укрепления внутренних сил организма. Следующая точка, которая получала тепло и разогревалась от пиалы с чаем, в середине между бровей "Инь-тан" — «зал отпечатка [судьбы]». Воздействие на нее лечит головную боль, головокружение, бессонницу, простуду. Особенности строения и состояния области "Инь-тан" указывали на характер и судьбу человека. Например, считалось, что блестящая поверхность кожи и плоская форма межбровья у ребенка свидетельствуют о предстоящей успешной карьере.
Процесс варки происходит следующим образом. В холодную воду клали заварку, раньше это был рубленный ”чолун ноһан цә”- кирпичный зеленый чай, и нужно было время, чтобы он заварился.
Для изготовления кирпичного калмыцкого чая используют крупные старые чайные листья, которые собирают поздней осенью, после сбора основного урожая (молодых зеленых листочков). Чайные листья не подвергают температурной ферментации , поэтому в них больше сохраняются питательные вещества, особенно витамин С. Сейчас многие заваривают листовые черные, зеленые чаи, или, делая смесь из этих чаев, поэтому сейчас начинают с кипячения воды, в которую сразу вливают каплю молока. "Хоосн хар ус буслһдм биш" - просто воду не кипятили, считалось”килнц” грехом. Когда чай заваривался, приходило время молока, некоторые кипятят чай с молоком, некоторые вливают молоко и сразу выключают. Когда не знаешь, какого качества молоко, лучше кипятить, а пастеризованное молоко, можно и не кипятить. При таком приготовлении, без кипячения молока, в чае сохраняется больше питательных веществ. Но, у нас в семье чай с молоком всегда доводили до кипения, так он ароматнее, гуще и насыщеннее. Перед кипением чая с молоком, брался "зать/зәт" мускатный орех и ножом скоблился в чай, некоторые смешивают с небольшим кусочком сливочного масла, для того, чтобы не улетучились ароматные масла, если орех свежий, пахучий, то достаточно 3-5 скоблений, в зависимости от объема кастрюли, на ваш вкус. Доведя чай с молоком до кипения, выключали огонь, клали масло и в самом конце соль по вкусу, перемешивали 99 раз. По словам гелюнга Санджи Уланова "әмд цә" - живой чай получается когда соль кладут в чай, после забеливания молоком, если же посолить чай до молока, то учил он, это будет "үксн цә" - мертвый чай.
Некоторые люди добавляют лавровый лист, но мне он не по вкусу, 2-3 засушенных цветка гвоздичного дерева, больше по вкусу, после мускатного ореха. Лавровый лист благоприятно воздействует на сосуды, есть даже рецепт по очищению сосудов, с помощью настоя лаврового листа. Но злоупотреблять этим не стоит, т.к. может открыться внутреннее кровотечение.
В зимнее время, в чай раньше добавляли поджаренную муку, такой чай назывался "хурсн цә", он был вкусным, густым, сытным и энергетическим. Чтобы получить такой чай, брали сковороду, раскаляли ее, и в подготовленную сковороду, клали ложку сливочного масла, топили и поджаривали на ней до кремового цвета 1- 2 столовых ложек муки и клали в чай, после молока.
Люди в возрасте, любили варить "агнь һарһад", т.е. очень крепкий чай, потому что, в этом возрасте повышенная кислотность и такой чай успокаивал "огонь" желчи. Таким людям я рекомендую, не есть горячую пищу, надо, чтобы она была теплой, потому что, при повышенной кислотности, желудок находится "в огне", и дополнительный жар ему, ни к чему. Если "огонь" в желудке, то, как говорили калмыки "киитн, давста юмн му юмиг доргшан буулһдм", т.е. "холодное и соленое опускает все плохое вниз". Между желудком и двенадцатиперстной кишкой есть сфинктер, который пропускает всю пищу вниз, только в одну сторону, но при нарушении кислотно - щелочного равновесия, он начинает работать как вулкан, выталкивая пищу обратно, из двенадцатиперстной кишки. Пища из желудка не может провалиться вниз, вызывая тяжесть в желудке, тошноту, переполненность, слизь начинает течь вверх, вызывая мокроту, закладывая нос.
"Кимр" это выпаренная в 2-3 раза смесь молока и воды, которую дают при простуде, пьют горячим, вместе с потом выходит холод.
А калмыцкий чай действительно дают кормящим мамам, здесь действует принцип, "подобное подобным", молоко , которое содержится в чае, увеличивает лактацию.
Этот принцип применяли также, если болела голова, варили голову барана. Если болели сухожилия, кости, или хотели развить силу суставов, то варили ножки овец, говяжьи ноги, вываривая до кашеподобного состояния, такая пища может восстанавливать кости после переломов.
Этот йөрәл и ном из книги "Калмыцкие молитвы" "ИК ДҮҮЦҢ МАЦГИН МӨРГҮЛИН НОМ" составителем явилась Дандырова Нимя Манджиевна, СВЕТЛАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ! Она выполнила обещание данное Васькиной Эренджен Бадьминовне, донести калмыцкие молитвы до молодежи, приложила немало усилий, чтобы тексты их были изданы для тех, кто интересуется духовным наследием нашего народа.”Сәәни орнд төртхә! Кесн көдлмшнь хальмг улст буйян күргтхә! Ухан сегән секәтә улс көдлмшинь цааранднь давулҗ йовтха!ДА ПЕРЕРОДЯТСЯ ОНИ В ЧИСТЫХ ЗЕМЛЯХ! ПУСТЬ ИХ УСИЛИЯ НЕ ПРОПАДУТ ДАРОМ И ТЕ, ЧЕЙ УМ ОТКРЫТ И СОЗНАНИЕ ГОТОВО, ПУСТЬ ПОНЕСУТ ДАЛЬШЕ ЭТУ ЭСТАФЕТУ!!!Васькина Э. Б. (1900-1992), незадолго до своей смерти получила благословение от Его Святейшества Далай - ламы 14, в его первое посещение Калмыкии. Событие это было не случайно, эта старейшая жительница была близкой родственницей известного религиозного деятеля калмыцкого народа - Дамбо Ульянова(1844- 1913), багши Эрктеневского хурула, совершившим в 1904-1905 гг. паломничество в Тибет.
Э. Васькина всю жизнь берегла в памяти наиболее полный свод молитв, в той форме, какой ее обучил двоюродный брат Бадаков Кирип Бадьминович, иконописец Эркетеневского хурула(станица Эрктеневская, Сальский округ).
Цәәһин йөрәл
Ом лам Саңһҗд тамҗд девәгү
Дорҗ Җимбү Һовани
Гунч самлан заваднь
Ламин ламлан чодба бүл.
Меңһн зевә дәрсн Җаңһрин зе
Римбу Чимбу Бамбу Җамбуян
Һанчин кеевә зууҗи Зуңква
Луузң өргвә Солван солванде
(Нерн уга хурһарн цәәһәс деегшән цацдмн)
Деедин ик олн Бурхд
Делкән Эзн Цаһан Авһад
Халун уурта хотынь күргтхә, хәәрхн
Ом маахум, ом маахум, ом маахум.
Цугтан цәәһән зүн һарарн бәрәд, ухран барун һарарн өткн хотд тәвәд, йөрәл тәвдмн.
Өрүн цәәд хойр ном умшдмн "Җамбл баав", "Сава пүлвә"
ҖАМБЛ БААВ
Җамбл баав җилдр чимбүдн
Гүндү Замбу дейән девсңд
Дидг гүндү җисү даглрҗ
Гевә дидг тамҗд аврдго.
Дүгсн шалва җалва тамҗдла
Һова һола чагду һоватнь
Замб чичр равду һоврҗ
Дәги гевә зава дегрҗ.
САВА ПҮЛВӘ
Сава пүлвә Содмнҗ
Кадг донҗр донҗрҗ
Самтн Содмн совршг
Дамба пүлвә Содмнҗ.
Нимә нерви шивәтн
Җиине йондн домбатн
Гүүни медмр җивршг
Һәәһлә Җимбә һәәһләҗ.
Җимбә җилдр мемврбә
Җимбә Нимә җиинҗ
Җиине йондн йондншг
Иҗл һава нер һада.
Нарлң додмн нарлңдҗ
Шинҗч помпа шатр - цер
Цевг Нәдмид пунцг сол
Дөдә това тоовршг.
Җигдн корҗи дорҗииниҗ
Җилдр санва дондрубҗе
Барчг шивә ра шивә самба
Соср ниивр - шиивр Җинҗү лавдг сол.
Намҗл чодн түмн бәәдг
Җилдр самба өвшинә өрвдг
Нимә деелгү сандгла
Нимә мини дел - шог
Ниицн һунчг Самлан раши - шог.
Хальмг цә
Саңһҗин Бося
Л.С. Соболевд нерәдсн шүлг
Кезә, кенә хальмг,
Келхд, үүдәсинь медхшив,
Зуг өрүн болһн
Зандрсн цәәһән буслһнав.
Цәм эгл биш,
Давста, үстә, тоста,
Таварн сууһад уухла -
Танд юуһинь келхв!
Асхни шуурһн дөгәд,
Агсмнад, халун шатвчн,
Төрскн теегтм цәәһәсм
Түшәтә нөкднь уга.
Шидрхн хәрәс ирсн
Шин таньл гиичдән
Хотыннь дееҗән бәрүлҗ,
Хальмг цәәһән нерәдүв.
Гиич цәәһим амсчкад,
Герл чирәдән ивтрәҗ:
- Теегин күүнә седклин
Догшн халун бууҗ,
Бал цецгән үнр
Бас иигҗ ивтрнә.
Теегинтн каңкнсн үнр
Цә дотртн шингрҗ,
Күн болҗ урлдан
Күргҗ цәәһитн ууҗанав,
Энүнәс даву ундн
Олдхинь медхшив! - гив.
Яһсн байрта гиичв!
Ямаран хәрү өгхв?
Дахулн сулдсн ааһднь
Дәкнәс цәәһәсн кевүв.
Болв мини умшач
Бас амтарнь соньмсх,
Чансн эзинь медх,
Цәәһин амт күләх.
Ирсн цагттн танд
Эврән чанад өгнәв,
Иртн, цәәһәрн тоонав,
Үүрмүд болҗ садлнав.
Маниг олхд амр,
Мөңк теегтән бәәдвидн.
Танд хайган илгәнәв:
- Теегин иньг - Хальмг!
Калмыцкий чай
Бося Б. Сангаджиева
перевод Семена И. Липкина
Какой калмык в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой! Он с перцем,
И с маслом, и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Завоет ли вечеровая вьюга,
Придавит ли траву полдневный зной,
Нет лучшего помощника и друга,
Чем наш калмыцкий чай степи родной.
Я потчевала гостя им недавно,
А гость приехал к нам издалека.
Он пил и приговаривал: "Как славно,
Есть в чае жар сердечный степняка.
В нем запахи я чувствую степные
И чувствую дыханье роз в меду.
У вас его отведал я впервые
И лучшего напитка не найду!"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев