В отечественном стройкомплексе не последнюю роль всегда играли женщины
Наряду с хлеборобами, строители — самая мирная профессия на свете. И, безусловно, она никак не могла обойтись без участия прекрасной половины человечества. Женщины не хуже мужчин обращались с плотницким топором, мастерком каменщика, циркулем проектировщика. Благодаря своему богатому художественному воображению они создавали уникальные архитектурные проекты. А их стальная воля позволяет и сегодня руководить серьезными строительными организациями. В рамках спецпроекта «Дамы в касках» мы рассказываем о замечательных представительницах российского стройкомплекса, архитектуры и ЖКХ.
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения выдающейся женщины-строителя и настоящей легенды Республики Коми Раисы Изъюровой. Маленькая девочка из зырянского села Позтыкерос Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии впервые взяла в руки мастерок каменщика в 20 лет, когда вся страна ударно трудилась на стройках первых пятилеток.
Город Усть-Сысольск, отметив 150-летие, сменил название на Сыктывкар, что на языке титульного этноса означало «город на реке Сыктыв». Вместе с этим он готовился сменить статус со столицы автономной области на столицу автономной республики, что влекло за собой потребность в соответствующем строительстве.
Раиса окончила всего два класса местной школы, с 14 лет работала на сплаве, лесозаготовках, помогала отцу и матери по хозяйству. В ноябре 1931 года пешком за 80 км пошла в Сыктывкар в поисках работы. 15-летнюю девчонку взяли в трест «Госстрой», дали место в общежитии барачного типа.
В лесном краю не было проблем с плотниками-столярами, но хороших каменщиков нужно было еще поискать. Поэтому девушка вняла комсомольскому призыву осваивать редкую профессию.
Строить в новой столице (с 1936 года Сыктывкар стал столицей Коми АССР) приходилось много — школы, больницы, общежития. Так что практики Раисе хватало с лихвой. Сначала ее поставили на общие работы — таскать кирпичи, подавать их опытным каменщикам, замешивать и носить растворы. Работа для здоровенного мужика, а не для хрупкой девушки.
Мастер Петр Ширяев отметил то, что Раиса не роптала, а старательно выполняла любые задачи. Он отправил ее на трехмесячные курсы каменщиков, без которых рабочие не допускались к самостоятельной кладке. Там ее учили отесывать кирпичи, делать сложную архитектурную кладку: арки, карнизы, работать с огнеупорными материалами. После чего в Сыктывкаре появилась каменщик Изъюрова.
В военные годы в тресте из 2-тысячного коллектива остались одни женщины, каменщикам приходилось работать за четверых. Уже сама опытная Раиса Изъюрова лично подготовила более 50 высококлассных каменщиков. Строила в Сыктывкаре такие знаковые сооружения, как драматический театр, Национальную библиотеку, кинотеатр «Родина», Дом печати, больничный городок, корпус пединститута, а также школы, общежития, жилые дома, получила высший разряд каменщика. В 1945 году за высокие производственные успехи была награждена орденом «Знак Почета», а в 1958 году ей присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина N°9222, таких в Коми за всю историю было лишь у 8 женщин.
До глубокой старости Раиса работала в прославленной бригаде коммунистического труда треста «Сыктывкарстрой» под руководством Давида Бая. На ее 99-летие многолетнему депутату Верховного Совета РСФСР вручили юбилейную медаль «75 лет законодательному органу власти Республики Коми».
Фабрика-кухня. Екатерина Максимова никогда не была суфражисткой. Не исключено, что даже слова такого не знала. Дочь статского советника Максимова все детство провела в родной Казани, где реализовала свою страсть к рисованию — окончила местную художественную школу, подведомственную Императорской академии художеств. В начале ХХ века, когда многие наиболее продвинутые дамы из зажиточных слоев общества баловались «борьбой за равноправие», дочь генерала Максимова тянулась к кисти.
В провинции Казанская художественная школа была самым элитным творческим учебным заведением, единственным, отвечавшим всем требованиям академии. Инициаторами ее открытия были знаменитые «академики» Николай Белькевич, Григорий Медведев, Юлиан Тиссен, Карл Мюфке, Христофор Скорняков и др.
Опираясь на устойчивые академические принципы, в этом учебном заведении уже на раннем этапе сложилась стройная система обучения, которая базировалась прежде всего на тщательном изучении натуры и четкой методической основе всех учебных курсов. В основе художественной грамоты школы лежал рисунок, ему отводилось ведущее место в обучении, также большое внимание обращалось на тон в живописи. Этот подход внимательного отношения к общехудожественной подготовке стал одним из основополагающих для всех отделений школы и определил одну из ее главных традиций.
Другой сложившейся традицией школы стала общая демократичность обучения, главным условием которой являлась равная ответственность сторон — и педагогов, пользовавшихся безграничным авторитетом, и учеников, вступавших в эту особую атмосферу школы, где культивировалось серьезнейшее отношение к профессии, осознание высокой миссии художника, прививалось чувство важности каждодневной самостоятельной работы.
Екатерина Максимова делала явные успехи, иначе вряд ли после этой школы в 1910 году поступила бы на архитектурный факультет знаменитой «Бестужевки» — Высших женских политехнических курсов в Санкт-Петербурге. Обучение на курсах было платным. Годовая стоимость в 1906-1907 годах составляла 100 рублей плюс 10 рублей «за пользование чертежными принадлежностями»; с 1907 года — 125 рублей. Так что семья генерала явно поддерживала молодую студентку в ее художественных пристрастиях.
Кроме непосредственно архитектуры, ей приходилось делать проекты по водоснабжению, канализации, электротехнике, вентиляции сооружений и прочим инженерным сетям. То есть образование в этом вузе давалось полноценное и удовлетворяющее всем запросам инженерной науки.
Читать далее - https://vestnikstroy.ru/articles/building/masterok-v-rukakh-masteritsy/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев