Национальная идентичность в России как феномен
Россия стоит особняком среди множества многонациональных государств. Нигде в мире на одной территории не проживает более 180 народностей и этносов, исконно проживающих в стране, а не эмигрировавших из других мест. На протяжении всей многовековой истории духовность русского народа являлась его щитом.
Российский народ в разные этапы своей истории переживал периоды подъема и спада национального самосознания. Начало этого подъема восходит к XI в., к истокам национального духа христианской Руси. Христианство создало широкую основу для формирования единого народа на основе общих нравственных и духовных принципов. Несмотря на то, что общественное сознание Древней Руси не было поглощено религией, русское православие ориентировало людей на самосовершенствование, приближение к христианским идеалам. Это способствовало появлению духовности. Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма с общинной основой, которая определила ментальность русского человека: стремление к братству народов.
Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин писал: «Русский национальный акт и дух был взращен в лоне православия и исторически определился его духом. К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий. И все они, сами того не зная, таинственно приобщились к дарам русского православия, сокровенно заложенным в русском национальном акте».
Ценности православия всегда задавали основу устойчивого и поступательного развития страны. Когда же они отвергались, Россия погружалась в состояние морального разложения.
Расщепленность русского самосознания. Православие, самодержавие, народность — 3 столпа, на которых держалась Российская империя. Впервые разрыв между деревенским и городским обществом происходит во время правления Петра Великого. Воодушевленный укладом жизни европейцев, царь привносит много чуждого в обычную жизнь русских людей. Когда разрыв нарастает, наступает период изучения аутентичной русской деревни. Художники-передвижники пишут с натуры деревенскую жизнь, появляются собиратели фольклора, создается хор имени Митрофана Пятницкого, где поют крестьяне, открывается первый Русский этнографический музей, интерес к самобытности пробуждается у писателей. Известно, что Максим Горький и Лев Толстой носили белые рубахи с национальной вышивкой, чтобы быть ближе к народу.
Но в 1917 году свергается с престола император Николай II. В 1918 году издается указ «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Разворачивается антирелигиозная кампания вплоть до богохульного вскрытия рак с мощами русских святых, чтобы развеять миф об их нетленности и таким образом избавиться от культа их почитания. Лозунги «Воспитывай детей с помощью педагога, а не Бога!» «Вместо Рождества организованный День труда!» распространялись повсеместно.
С третьим столпом — «народностью» — представителям новой власти пришлось потрудиться. Ведь предстояло практически стереть из памяти людей первоисточники русского фольклора, переделать традиции, обряды, праздники, упростить национальный костюм, хореографию, заказать новые «народные» песни авторам и внушить целому поколению, что быть родом из деревни стыдно, а иметь говор — значит слыть необразованной деревенщиной.
Иван Ильин писал: «Коммунисты насаждали интернационализм и старались погасить в русском народе национальное чувство и патриотизм, они терпят русский национализм лишь в меру его воинской полезности».
«Надо ни на минуту не забывать, что мировоззрение, отражающееся в сказке, должно быть коммунистическим, но и мораль должна быть коммунистической» («О детской книжке», 1933 г., Н. К. Крупская). Ярче всего это можно проследить на известной сказке «По щучьему веленью». В народных устах главный герой Емеля был трудолюбивым и набожным. А в годы советской власти уже стал лентяем. И по сей день в школах детям подсовывают именно этот образ.
Дальше перекраивать традиционную культуру продолжили в послевоенное время. Именно тогда разрыв между городом и деревней достиг своего апогея. Поколение 70-х г. ХХ века вообще не могло разобрать слов истинной народной русской песни, городские праздники массово организовывались и становились более зрелищными, нежели обрядовыми. Уходила культура соучастия процесса, произошло разделение на исполнителей и зрителей, чего не было в русской культуре.
Расщепленность сознания российского общества, нравственный, ценностный хаос до сих пор является болезнью современности. Тяжелое последствие колоссального удара по национальному самосознанию.
Незнание национальной традиционной культуры ведет к тому, что люди перестают ощущать фальшь коммерческого или советского новодела. И на этом фоне появляется все больше предложений, особенно в туристической отрасли, экскурсионных программ с проживанием в псевдоаутентичных крестьянских деревнях с участием в псевдонациональных обрядах, с покупкой сувениров с надписью «Made in China».
Спасение в цельности. Иван Ильин в работе «Путь к очевидности» пишет о спасении в цельности: «Нужен цельный, целостный, исцеленный человек, заповеданный нам Евангелием», имея ввиду, что в настоящее время необходимо цельное, сплоченное единым духовно-нравственным стержнем общество.
В своих выступлениях президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о важности национального вопроса многонациональной России ввиду роста межэтнической и межконфессиональной напряженности, которая является результатом колоссальных миграционных потоков. Освоение огромных территорий было совместным делом многих народов. При этом стержень, скрепляющий ткань этой уникальной цивилизации, — русский народ и русская культура. Русский народ является государствообразующим по факту существования России. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности.
Этническое самосознание включает, помимо идентификации человека с определенной национальностью, еще и представления о своем народе, о присущих ему характерных чертах, о культуре и языке, о территории, на которой он проживает, о его историческом прошлом, настоящем и будущем. Подобные представления имеют эмоциональную окраску, к ним у человека вырабатывается определенное отношение — чувство гордости, сопереживания. Национальная самоидентичность — явление сложное и многогранное. С одной стороны, оно подразумевает идентификацию, отождествление личности со страной, которую он считает своей родиной, с реализуемой ею политикой. С другой стороны, любая страна — это еще и ее история, культура, народы, которые населяют территорию государства. Все эти факторы не могут не влиять на национальное самосознание человека и участвуют в становлении его национальной самоидентичности.
Читать далее - https://vestnikpfo.ru/articles/kultura/23479/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев