Культура замены
90-е годы принесли серьезный надлом в первую очередь в сознании жителей одной шестой части суши. Навязываемые россиянам чуждые ценности сильно диссонировали с традиционным укладом и заметно повлияли на культурный код. Прозападный неолиберальный курс тогдашнего правительства России погрузил во многом патриархальную страну в новую парадигму. Эта парадигма включала в себя иных, «современных» героев, с которых теперь молодёжи предлагалось брать пример: «новых русских», крутых бандитов, гламурную элиту, бесталанный шоу-бизнес. Если в конце 80-х годов стране было предложено «каяться за преступления сталинизма», то в 90-е — полностью пересмотреть взгляды на собственную историю, культуру, образование, самоидентичность в пользу конвергенции с «цивилизованным миром».
Творение кумиров
Новые времена подарили России и новый типаж — профессиональных тусовщиков, шоуменов, светских львов. Модные веяния, пришедшие к нам из различных «оплотов демократии», внесли в жизнь элиты россиян приятное разнообразие времяпрепровождения, которое принято стало называть гламуром. Вкусившие гламура должны были непременно участвовать в престижных тусовках или презентациях, где можно было похвастаться новыми нарядами, драгоценностями, любовниками-любовницами, автомобилями и пр. При этом обязательными спутниками тусовщиков становилась появившаяся в стране желтая пресса, призванная описывать скандалы, которые зачастую режиссировались самими тусовщиками по соглашению со СМИ.
Их главными героями выступали кинозвезды, деятели эстрады, бизнеса, политики, культуры и искусства, стилисты, кутюрье. Кроме того, в тусовках непременно начали светиться те, кто называл себя «светскими львами» или «львицами», — богатые дети тех самых «главных героев», золотая молодежь, фотомодели, разведенные жены миллиардеров, телеведущие. Главной их идеей была погоня за рейтингом и частотой цитируемости в СМИ в разделе «светская хроника».
Гламурные идолы должны были щеголять только в вещах с последнего показа моды или недавно открывшегося бутика, иметь загар в любое время года, обязательно посещать сауну, фитнес, косметический кабинет, пользоваться услугами пластических хирургов для накачивания груди (губ, бедер, удаления лишнего жира и пр.), вести себя, как стерва (издавались специальные учебники стервологии), не иметь близких подруг (могут быть конкурентками), сниматься в фотосессиях для глянцевых журналов, в идеале — стать рекламным лицом какой-либо престижной компании, ежедневно быть вхожей в различные модные клубы, рестораны, презентации.
Главная мировая индустрия зрелищ Голливуд сполна отметилась в 90-х на российском рынке. Сначала робко, через бесчисленные подпольные, а затем легальные видеосалоны в страну хлынул поток зарубежного (главным образом, американского и китайского) кино, не ограниченного никакими законными рамками.
На фоне криминальных войн и разгула ОПГ на улицах российских городов попадание было стопроцентным. Россияне поняли, что все в этом мире решает не закон, а кулак или кольт, все на свете продается если не за деньги, то за большие деньги. Путь к успеху через постель, богатство через преступление, власть через предательство. Для наследников Достоевского и Толстого это открытие стало настоящим откровением — Голливуд объяснял, что весь мир живет именно так. Пришла пора менять привычных героев.
То же самое начали объяснять в школах. Учебники истории писали непонятные люди, непонятно кто, утверждал их для преподавания в школах. В их интерпретации СССР уже был не первым в мире государством рабочих и крестьян, а «империей зла», в которой «антинародный режим» под бдительным оком «кровавой гэбни» 70 лет измывался над населением и грозил войной всему земному шару. Культовые для русской истории личности окарикатуривались, расчеловечивались, подвергались осмеянию. Достижения русских полководцев, ученых, деятелей культуры ставились под сомнение, факты об их жизни намеренно извращались. В юных россиянах генерировали комплекс вины за «оккупацию» территории бывших республик СССР, экспорт идей коммунизма по всему миру и пр.
Мощный удар был нанесен и по религии как фундаменту российской самоидентичности. Россию заполнили сектанты, фундаменталисты, пророки, колдуны, религиозные проходимцы. Им предоставляли эфир на ТВ, газетные полосы. Удар был нацелен на нравственные основы россиян, на семью, жизненный уклад, веками выработанные понятия о добре и зле.
Целью была в первую очередь молодежь. Молодые люди с неустоявшейся психологией, большими запросами и великими соблазнами. Не привыкшие к трудностям, не умеющие и не желающие работать, предпочитающие легкие пути, на которые их нацеливала вездесущая реклама на ТВ. Познающие жизнь из бесконечных телесериалов, желтой прессы и кинофильмов.
Желтый мир
Мода на толстые литературные журналы в 90-е годы закончилась с их нерентабельностью для учредителей. Начало рыночных реформ привело к тому, что «толстяки» сначала в целях снижения затрат начали экономить на бумаге и «склеивать» два-три номера в один, затем снижать тиражи, а вскоре и вовсе уходить из розницы. Реклама, Голливуд, нахлынувшие на россиян новые проблемы и реалии обратили их уже не к литературе, а к гламуру. К поиску красивой жизни среди тяжких перманентно кризисных будней.
Поэтому востребованными в периодике стали уже не романизированные «толстяки», а глянцевые женские журналы, советующие, как стать «стервой», как выйти замуж за миллионера, как избавиться от перхоти (запаха пота, зуда, молочницы, надоевшего любовника, свекрови и пр.): Cosmopolitan, Ellе, Harpers Bazaar, Vogue.
В печатной прессе популярность набирали таблоиды и откровенно желтые газеты, описывающие тусовки, вечеринки, скандалы, сплетни: «Экспресс-газета», «Спид-инфо», «Тайны звезд», где работали журналисты, специализировавшиеся на этой стороне жизни.
Более серьезная пресса приобретала новых частных хозяев и уже откровенно обслуживала их коммерческие интересы, злоупотребляя гласностью и запросто вторгаясь в личную жизнь.
Предтечей появления российского шоу-бизнеса стала советская эстрада и артистический бомонд, исправно рекрутировавшие в мир изрядное количество «звезд» и «звездочек».
Впрочем, был и иной путь — через богатых родителей и спонсоров. Кумир тинейджеров Лена Зосимова выскочила на сцену с подачи отца импрессарио Бориса Зосимова, Анжелика Варум — с помощью отца-композитора Юрия Варума, Линда, Влад Сташевский, Катя Лель, «Моральный кодекс» — через импрессарио Юрия Айзеншписа, идол подростков группа «На-на» — усилиями продюсера Бари Алибасова и т.д.
Акулы шоу-бизнеса быстро сориентировались во вкусовых пристрастиях своей основной аудитории — молодежи, и на эстраде замелькали сексуальные нимфетки и субтильные попрыгунчики, называвшие себя «для пацанов» укороченными именами Люба, Миша, Игорек, Слава или броскими «творческими псевдонимами».
Шоу-бизнес 90-х обслуживал различные направления умов россиян, чтобы, по меткому замечанию одного из «звездунов», «пипл хавал». Была мощная река «попсы» — поп-музыки, где царила великая Алла Пугачева и примкнувшая к ней команда исполнителей. Был крепкий ручей «рокеров» — рок-групп, пришедших из 70-80-х годов и по собираемости стадионов и залов ни в чем не уступавших «попсе» («Чайф», «Агата Кристи», «Алиса», «Ария» и др.). Был уверенный «ключ» бардов-исполнителей, стадионы не собиравших, но традиционно пользовавшихся любовью миллионов во все времена (Елена Камбурова, Олег Митяев, Юлий Ким и др.). Еще один «приток» принадлежал блатному и «кабацкому» жанру, или «русскому шансону», легализованному в России (Михаил Круг, Вика Цыганова, Михаил Шуфутинский, Люба Успенская, группа «Лесоповал» и др.).
У «звезд» шоу-бизнеса в погоне за быстрыми деньгами появилась практика петь «под фанеру», выступать на корпоративах и в саунах для «бандитов», дружить с криминалитетом, идти в политику и в Госдуму. Все это начиная с 90-х годов в России, по выражению Богдана Титомира, вполне «пипл хавал».
Кина не будет
Переломные времена больно ударили по отечественному кинематографу, который из-за безденежья разом лишился не только своих легендарных актеров и режиссеров, но и главной своей фишки — «души». Кинотеатры без публики закрывались и превращались в рестораны, казино, торговые комплексы. Первые редкие продюсеры предпочитали финансировать малобюджетные картины, состряпанные точно по голливудским стандартам (кровь, секс, мордобой, бандиты, красотки, герой-одиночка).
Наиболее известные актеры и режиссеры уезжали работать за границу — Сергей Бондарчук поехал снимать весьма неоднозначный «Тихий Дон», Олег Меньшиков, Михаил Козаков, Наталья Андрейченко и другие пытались обрести роли на Западе, где шансов пробиться было совсем мало.
В России начала 90-х годов актеры пытались хоть как-то выжить, подхалтуривая в рекламе, участвуя в «театральных чесах» в виде антрепризы, киностудии разваливались, театры хирели.
Доступ на экран имели лишь близкие к власти деятели искусства. Пользовавшийся широкой поддержкой в Кремле Никита Михалков на своей киностудии ТРИТЭ на французские деньги снял «Утомленных солнцем», которые на тогдашней волне популярности антисталинской темы в США в 1994 году получили «Оскара».
Мэтры советского экрана могли снимать главным образом в совместных картинах. Даже легендарный Юрий Озеров только с помощью сирийских спонсоров снял «Сталинград», разительно отличавшийся от его же «Освобождения» голливудскими штампами.
Телевизионных фильмов в первой половине десятилетия практически не снималось — эфир был полон западными и восточными сериалами и американскими блокбастерами, которые начали крутить в «закрытом показе» по кодированному телесигналу. Для желающих их смотреть необходимо было приобретать декодер.
Некоторое оживление в российском кино началось в середине 90-х, когда начали выходить фильмы о чеченской войне («Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Блокпост» Александра Рогожкина), о современной молодежи («Луна-парк», «Свадьба» Павла Лунгина), о реальных, а не придуманных милиционерах и бандитах («Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург»).
Именно благодаря поддержанию традиций советской школы, составлявшей гордость отечественного искусства, во многом кино сохранилось как особый жанр российской культуры. Советское кино играло важную роль в передаче социально-нравственных ценностей молодым людям, вдохновляя их на достижения, прививая любовь к Родине. Киноискусство способствовало формированию патриотического сознания и культуры, поэтому до сих пор такие фильмы продолжают вдохновлять и восхищать молодежь в России и за ее пределами.
К концу десятилетия на экраны стали выходить «протестные» ленты, где герой-одиночка является уже не классическим суперменом, а простым человеком, которому надоел бандитский беспредел и засилье «новых русских». Таковым стали «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. Их герои были неоднозначными и не совсем чистыми перед законом, но стремившимися к справедливости «а-ля-Техас».
Появился новый тип российской кинокомедии — «запойный гротеск», моментально ставший культовым — Александр Рогожкин снял поочередно «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Операция «С Новым годом», Владимир Меньшов — «Ширли-мырли». После чего в обиход всех российских застолий вошли смачные и краткие тосты генерала (актер Алексей Булдаков) из «Особенностей...» — «ну, за...».
Конец 90-х годов на телеканалах обозначил знаковый вектор — «страна устала от политики, надо делать развлекательное телевидение». Поэтому легенды и звезды 80-90-х постепенно уходили в тень и в следующем десятилетии уже совершенно затерялись среди обилия гламура и развлекухи. Из всех телепрограмм 90-х уцелело лишь «Поле чудес» и «Что? Где? Когда?».
#ЭпохапеременРоссии#желтаяпресса#тинейджеры#русскийшансон#российскоекино#опг #шоубизнес#советскаяшкола
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев