ВОПРОС: Я была клиенткой одного из коммерческих банков и пользовалась его электронными сервисами. Мне позвонили мошенники, которые представились сотрудниками полиции и которые убедили меня в том, что я должна сообщить им пару смс-кодов, которые пришли мне от моего банка на латинице (то есть при написании использовали английскую раскладку клавиатуры). Я это сделала. Так мошенникам удалось оформить на меня онлайн кредит на несколько сотен тысяч рублей. Затем эти деньги были переведены ими на счет в другом банке.
Когда я обратилась за помощью в полицию - там возбудили дело о краже. В банк я тоже сообщила, уведомив, что не заключала кредитный договор и не получала деньги. Сотрудники банка сказали, что это мои проблемы и я обязана гасить кредит самостоятельно.
Поможет ли мне суд, если я обращусь с заявлением о признании недействительным кредитного договора ?
ОТВЕТ адвоката Устинова И.А.: Вопрос у вас непростой.
Клиент банка обязан соблюдать конфиденциальность в отношении получаемых смс-кодов. В договоре обычно указано, что за его сохранность отвечает именно клиент банка. Вы нарушили это условие, потому что по телефону передали код третьим лицам. Кроме того, вы получили кредитные деньги на свой счет. Поэтому раньше суды отказывали в удовлетворении таких исков о признании сделки недействительной.
Однако, сейчас практика может поменяться. Не так давно Верховный суд, рассматривая аналогичное дело, отметил, что для заключения договора потребительского кредита надо последовательно:
• банку — сформировать общие условия сделки и разместить информацию о них, в том числе в интернете;
• согласовать индивидуальные условия договора;
• письменно составить договор, ознакомить с ним потребителя;
• стороны должны его подписать;
• банку выдать деньги заемщику.
В вашей же конкретной ситуации вы всего лишь использовали высланный вам код. Оказалось, что тем самым вы заключили договор и перевели деньги на неустановленный счет в другой банк. Более того, высланная вам банком смс была на латинице, а это нарушает требования закона о том, что информацию потребителю должны предоставлять на русском языке.
Верховный суд не стал принимать окончательное решение по делу, а лишь отменил все ранее вынесенные решение и направил дело на новое рассмотрение, два указание при новом рассмотрении исследовать следующие обстоятельства: как стороны согласовали индивидуальные условия, подавал ли клиент банка заявление на кредит, кто запросил перевод денег на счет в другой банк и чей он, как банк ознакомил клиента с договором и т.д.
После получение по делу новой информации суд, скорее всего вынесет решение в пользу потребителя, так как на наш взгляд цель этого нового определения Верховного суда — усилить позицию потребителя, как слабой стороны в отношениях с банком.
Если считаете публикацию полезной - пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Адвокатская контора №6 гор. Н.Тагил ул. Окунева д.38 адвокат Устинов Игорь Анатольевич тел. 89221000666 (WhatsApp). Защита по уголовным и гражданским делам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев