Администрация президента опубликовала проект нового закона «О некоммерческих неправительственных организациях». Документ предполагает ужесточение контроля над уже созданными и создаваемыми в республике неправительственными организациями.
«Осуществляемые в КР масштабные реформы в социально-экономической сфере и совершенствование демократии сопровождаются ростом политической и социальной активности граждан и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения людей по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни страны. Реализация права граждан на общественные объединения для достижения социальных, благотворительных, культурных, политических и иных нематериальных потребностей граждан, в конечном счете, явление полезное для общества, поскольку обязывает государственную власть учитывать в своей деятельности настроения и идеологию различных социальных слоев, которые они представляют», — говорится в справке-обосновании к законопроекту.
Инициаторы считают, что на этом фоне правовые политико-правовые требования к созданию и деятельности НКО в республике «многократно возрастают».
«Это — объективная необходимость. Со времени принятия действующего Закона «О некоммерческих организациях» в 1999 году в стране были учреждены, по сведениям из различных источников, несколько тысяч некоммерческих неправительственных организаций, в том числе, на территории страны действуют десятки филиалов и представительств неправительственных организаций зарубежных стран. Причем точное их количество невозможно установить, поскольку в соответствии с требованиями действующего закона государственная регистрация некоммерческих организаций является необязательным», - утверждают авторы законопроекта.
В связи с этим, объясняют они, назрела необходимость в разработке и принятии законодательного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, закрепляющие особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих неправительственных организаций, с учетом интересов государства и обеспечения общественной безопасности, защиты нравственности, здоровья населения, национальных и религиозных чувств граждан.
«Документ разработан в целях обеспечения открытости, публичности деятельности некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций», — говорится в справке-обосновании.
В законопроекте предлагается закрепить положения, предоставляющие государству контрольные функции при создании некоммерческих неправительственных организаций: неправительственная организация, в том числе филиалы и представительства иностранной НКО, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции, причем отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
Генпрокуратура будет контролировать и надзирать за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству страны.
Если этот документ будет принят, то государственные органы получат право на:
запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы;
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов, и иных органов госнадзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
направлять своих представителей для участия в проводимых НКО;
проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом.
В случае обнаружения нарушений Генпрокуратура будет иметь право вынести предупреждение об устранении и срок его устранения.
Авторы законопроекта указывают, что в нем уделено большое внимание вопросам обеспечения прозрачности при финансировании НКО: конкретизированы источники финансирования, предусматривается обеспечение доступности сведений о финансировании членам организации, общественности и компетентным госорганам; целевое использование финансовых средств; вводится ежегодная финансовая отчетность.
При этом предусматривается внедрение экономической поддержки неправительственных организаций органами госвласти и МСУ КР.
Формы оказания такой поддержки:
предоставление в соответствии с законодательством КР льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов НКО, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях;
предоставления льгот по освобождению (полное либо частичное) от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; размещение среди НКО заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку неправительственным организациям, работающим в соцсфере.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев