: Здравствуйте, ребята! 6 сентября отмечается праздник: "День народов Среднего Урала". Сегодня с вами мы будем говорить про Урал и народах, населяющих нашу местность с древних времён. Урал населяют люди различных национальностей. Это - татары, марийцы, башкиры, удмурты, мордва, чуваши, русские и многие другие народности. И сегодня каждый воспитанный человек должен иметь представление о традиционно-бытовой культуре Урала. Урал - место удивительное, сказочное. Не зря, народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда-то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы, древние. Наполненные самоцветами, как богатая шкатулка. Про каждое озеро, каждую вершину, про всякую деревню есть своя старинная легенда или предание. Все эти чудеса совсем рядом. .
Вот такое чудо живёт до сих пор .Появлялась Хозяйка Медной горы. Хозяйка Медной Гор :говорила : Здравствуйте, люди добрые. Я – Хозяйка Медной Горы, владычица горных недр, драгоценных каменных залежей. Живу я на Урале. Глаза у меня зеленые, платье из шелкового малахита. Ой, вы камни мои самоцветные, По Уралу порассыпаны, Во горах да во ложбинушках. Вы красуетесь, словно цветики, Да на всей уральской земле! Да шкатулка моя совсем пуста, грустно мне без моих камушков! Помогите, детушки, принесите мне камни мои самоцветные. Путь вам предстоит дальний, полный испытаний, разных заданий! Не побоитесь? Тогда в путь! Счастливого пути! Дети начинают путешествие. Звучит русская народная музыка, дети прибываем на первую станцию.
Станция «Русская»
Как велика моя земля, как широки просторы! Озера, реки и поля, леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна от севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом – снега и вьюга. Живем мы в радостном краю, И знать его должны мы - Страну Российскую свою, Свой светлый край любимый! Поныне играют дети в русскую народную игру «Золотые ворота».
Русская народная игра «Золотые ворота» Это когда двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота со словами: Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас. Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т. д. (повторить игру 5-6 раз) Так ребята справились с заданием и получали первый камень самоцветный .
Станция: «Татарская»
Ребята, а мы отправляемся дальше в путь. Продолжаем путешествие. Звучит татарская народная музыка, дети прибывают на станцию. Станция «Татарская»
Ведущая: Иссямересез, дуслар! Так приветствуют гостей в Татарстане.
Татарская земля родная, Традиций нам не счесть твоих. Другого мы не знаем края, Где б также почитали их. Звучит курай, лаская сердце Красивых любящих людей. Мы можем только здесь согреться, В объятьях Родины своей. Спокойные тона и краски, И гордый, вдохновенный стан. Ты новоявленная сказка - Наш современный Татарстан.
Дети, мы прибыли с вами в Татарстан, и я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Тимербай». Игра «Тимербай» Пять детей у Тимербая дружно весело играют, В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись и красиво нарядились. И не есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали Друг на друга поглядели, сделали вот так!
- Во все времена люди любили красиво наряжаться. И сейчас мы это посмотрим . Необходимо выполнить задание: как можно быстрее нарядиться в костюм. Игра «Наряды» По сигналу дети наряжались в костюмы: 1 - русский народный, 2 - татарский народный, 3 - современная одежда или костюм коренных жителей Урала.
Молодцы, справились с заданием, вот вам еще камушек самоцвет. До свидания на татарском языке «Сау былыгыз»! Дети повторяем.
Станция : «Башкирская»
- Дети, нам пора отправляться в путь. Звучит музыка, дети продолжают путешествие. Звучит башкирская народная музыка, дети прибывают на станцию. Станция «Башкирская» А в Башкирии здороваются так: Хаумыхыгыз казерле балалар! «Здравствуйте, дети!». Ребенок в башкирском костюме: Башкирия - привольная земля! В лесах березок хоровод, И пчелки собирают мед! В степях колышется ковыль, Коней табун вздымает пыль, Средь гор здесь города растут, Народы разные живут. Богатая и щедрая земля – Бескрайняя Башкирия моя!
А сейчас, ребята, отгадайте мои загадки. Башкирский народ очень мудрый и добрый. Поэтому, башкирские загадки одни из самых острых и интересных загадок. Над ними часами можно думать, подбирая множество вариантов. Дети отгадывайте загадки.
Загадки 1. Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет. (…………….).
2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт.(……………..).
3. На пять парней одна шапка. (……………………)
4. Голова – гребёнка, хвост – серп.(……………………..).
Башкирскую игра«Медный пень». Игра «Медный пень» (Бакыр букэн) Дети располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой. После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: "Раз, два, три - беги" - разбегаются в разные стороны. Прибежавший первым становится хозяином и встает за медным пнём. Ребенок в башкирском костюме: Да, действительно, вы и умные, ловкие, и загадки знаете. Ребята, а вот вам и камень - самоцвет. Хушлашыу хау булыгыз! – «До свидания!». Дети повторяем.
Станция: «Чувашская»
- Ребята, отправляемся дальше. Следующая остановка - Чувашия. Дети продолжаем путешествие. Звучит чувашская народная музыка, дети прибывают на станцию. Станция «Чувашская» : Сывлах сунатап! - Желаю здоровья! Ыра кун пултар! – «Доброго дня!». Хвала тебе, Чувашия, мой дом! Дубравами и хмелем, и трудом, И песнями, и вышивкой богата. Жива в узорах древних нити сила, Связавшая народы в их судьбе, Ты будешь жить во мне, моя Россия, Пока живет Чувашия в тебе. Ведущая: Издревле на Урале славились своим искусством вышивальщицы- мастерицы. Вот и мы сейчас попробуем сложить красивый чувашский узор.
Игра «Сложи чувашский узор»
Вот такую красоту создавали люди - чуваши (показывает чувашские шапку, тюбетейку, шляпу). А хотите примерить? Дети отвечают. Тогда необходимо построиться в три колонны. Чья команда быстрее всех примерит головной убор, та и победит. Раздает каждой команде по одной вещи: чувашскую шапку, тюбетейку, русскую кепку. Эстафета «Примерь национальный головной убор» По сигналу дети по - очереди надевают на себя головной убор, затем передают его следующему участнику. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее. Ребенок: Молодцы, ребята, вот вам ещё один камушек драгоценный. Ведущая: Что ж, дети, пора собираться в путь. «Чипер» по -чувашски «Пока!» или «До свидания!». Дети повторяем. Звучит музыка, дети продолжают путешествие.
Станция «Ханты - Манси»
Звучит ханты - мансийская народная музыка, дети прибывают на станцию. Станция «Ханты - Манси»
Петя вола! «Добрый день, дорогие друзья!». Уральские горы, Сибири просторы – Земля племён ханты и манси. Здесь дивные зори, сияний узоры, И дух огня веет в пространстве. Ханты-Мансийская земля: Леса, озера, реки - Югра моя, пусть дух огня Хранит тебя вовеки! Народы Ханты и Манси - родственные. Это были великие народы охотников. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа. Большинство хантов вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры поклонялись медведям и лосям. Ребенок в ханты – мансийском костюме: Сейчас мы с вами поиграем в популярную народную игру ханты - мансийских ребят «Юрта», в неё играли много лет назад еще бабушки и дедушки. Народная ханты – мансийская игра «Яранга» Дети делятся на четыре группы. Каждая подгруппа образует кружок. В центре каждого кружка стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов дети перестраиваются в общий круг. По окончанию музыки - быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой в виде шатра, получается «юрта - яранга». Выигрывает та группа, которая быстрее построит «юрту». Вот вам ещё один камушек драгоценный. Ребята, пора прощаться с Югорским краем. «Йм улэм!» До свидания. Дети повторяем.
Ребята, нам пора возвращаться обратно. Все мы камушки собрали? («считает») Дети заканчиваем путешествие. Появлялась Хозяйка Медной Горы. Хозяйка Медной Горы: Вижу, много камней самоцветных раздобыли. Молодцы, справились с заданиями, все мои камушки нашли! Да ещё и весело поиграли, много нового узнали! А за вашу доброту щедро всех вас угощу пирогами уральскими, вкусными, ароматными! Пусть дружат народы уральские друг с другом, Как птица с небом, Как травы – с лугом, Как ветер – с морем, Поля – с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! Хозяйка Медной Горы: Ну, теперь прощайте! Помните Хозяйку Медной Горы, почаще ко мне в сказы заглядывайте. А каменья оставлю вам в дар от меня. Подивите ими людей.
Комментарии 2