Многие известные характеристики, свойства этикета, действительно ему присущие, оказываются противоречащими друг другу,несогласующимися в одном понятии, в одном определении. В этом отношении нельзя не согласиться с Э. Финком, который заметил: «Как раз то, что кажется нам привычным и само собой разумеющимся, порой наиболее упрямо ускользает от какого бы то ни было понятийного постижения».
Этикет оказывается многогранным ,ускользающим.
Он способен мимикрировать, растворяться в других феноменах культуры - морали, ритуалах, вербальных и невербальных формах искусства, а может представать перед нами и вполне самостоятельным, выходящим за рамки известных социально-культурных определенностей. Он все время как бы и есть и, в то же время, его нет.
Он есть, поскольку мы можем отграничить его от других явлений по субстанциональным и функциональным признакам. К нему применимы
пространственно-временные характеристики, он локализуется в процессе человеческого взаимодействия, структурируется, оформляется и т.д.
Но в то же время его, как самостоятельного феномена, вроде бы и нет. Это некий знак других ценностей(моральных,эстетических,мифологических). Это лишь некая форма деятельности, которая может наполняться разным ценностым содержанием. Поэтому этикет с таким же успехом может быть назван, например, «эстетикетом». И не случайно его часто
определяют как «эстетику поведения».
Стало уже привычным определять этикет как способ сохранения обшества как целостности, поддержания в нем определенного порядка,
согласованности действий и поведения людей, способ "снятия" возможной социальной
коммуникативной напряженности в обществе.
Это специфическая культурно-конвенциональная форма регуляции межличностных отношений, способ их гармонизации. Как писал академик Д.С. Лихачев в своей книге "Письма о добром и прекрасном", "в основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев