Причём такая кличка имеет достаточно негативный и пренебрежительный оттенок. Однако изначально это слово не имело насмешливого и язвительного характера, так называли трактирного официанта.
Карьерная лестница для тех, кто работал в трактирах выглядела примерно так: мальчик (ученик), половой, шестёрка (официант), буфетчик (маркер), приказчик.
В ученики попадали в возрасте 10–15 лет, по протекции или родственным связям. Ученик первое время мог находиться в распоряжении хозяйки заведения, он мог нянчить хозяйского ребёнка, чистить одежду и обувь, топить печи, носить воду. Если хозяева видели старание юноши, он начинал работать в заведении на «посылках» – для передачи просьб и требований от посетителей. Как вспоминали современники: «… с ловкостью акробатов со скоростью урагана носятся между столиков. Им в подмётки не годятся французские гарсоны, немецкие кельнеры…»
Обычно рабочий день был с 7 утра до 1–2 ночи. Жалование начинали им платить только через 3–4 года, а до этого работали только за харчи (еду), учёбу и жильё. Научившись азам, ученик получает в своё заведывание либо зал, либо бильярдную и становится половым, к нему уже обращаются – «Эй, услужающий!» В его функции входят мытьё посуды, уборка в зале и на кухне, с жалованием от 2 до 5 рублей в месяц.
Постепенно им давали разносить заказы и следили за их общением с клиентами и расторопностью.
Когда они набирали достаточно опыта и профессионализма, их переводили в зал — на оклад в 6 рублей в месяц. Именно таких начинающих официантов и называли «шестёрками» из-за их шестирублёвого оклада.
Кстати, «шестёрка» – распространённое именно в Санкт-Петербурге прозвище официанта в простых заведениях, в элитных трактирах и ресторанах было обращение – «человек».
Но почему же такое прозвище стало синонимом подхалимства?
Дело в том, что ради хороших чаевых шестёрки старались всячески угодить своим клиентам и всячески лебезили перед ними. Особенно это касалось как раз шестёрок, которые пытались в начале своей карьеры заработать хорошую репутацию как перед клиентами, так и перед хозяином.
«А уж угождать мастера, ножкой шаркать, в пояс кланяться, никакое сердце не выдержит, последний подлец медяшки не пожалеет», — писали современники о половых. Именно по этой причине слово «шестёрка» и стало ассоциироваться с подхалимством и навязчивым желанием услужить.
#невероятныефакты_исобытия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев