Ольга Васильевна Лепешинская (1916 - 2008) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра, Народная артистка СССР, Лауреат четырех Сталинских премий, Кавалер ордена Ленина.
Талант балерины Ольги Лепешинской покорял артистизмом, обаянием, искрометностью. Она была феноменально виртуозна - легко крутила 32 фуэте и признавалась, что могла выполнить и 64. Ей были доступны тройные и четверные пируэты без поддержки партнера, ее танец покорял легкостью и полетностью.
Ольга демонстрировала удивительную любовь к танцу. В семье даже шутили, что девочка танцевать стала раньше, чем научилась ходить.
Впервые на сцену Большого театра Лепешинская вышла в возрасте 10 лет, в спектакле «Снегурочка» в образе пичужки. В годы учебы она танцевала партию феи Драже в балете «Щелкунчик», а после окончания училища была зачислена в труппу как прима-балерина, что не соответствовало общепринятым правилам.
В 1933 году состоялся ее «взрослый» сценический дебют в Большом театре - она с выдающимся успехом исполнила партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность». Балетмейстер Ростислав Захаров рассказывал, что, будучи сказочной принцессой на сцене, Ольга не уклонялась от традиционной трудовой практики - могла участвовать в рытье котлованов или ездить на уборку картошки вместе с молодежными отрядами. В 1935 году прима-балерина исполнила непростую партию Суок в балете «Три толстяка», а в 1936 блистательно выступила в партии Авроры, причем новую редакцию балета «Спящая красавица» подготовили балетмейстеры Чапрыгин и Мессерер. Этот спектакль стал для Лепешинской триумфальным.
В 1938 году она выступила в партии Полины в балете на сюжет А. С. Пушкина «Кавказский пленник», а вот от исполнения знаменитой партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» официально отказывалась, считая, что не имеет достаточно сил для этой роли.
Это было время прославленных имен на сцене Большого театра, блистательной плеяды звезд. Среди партнеров Лепешинской были Преображенский, Мессерер, Ермолаев, Габович, она работала с балетмейстерами Лавровским, Захаровым, Голейзовским, Вайоненом, Якобсоном. Ее ценили за открытость, общительность и легкий характер. В момент начала Великой Отечественной войны она потребовала, чтобы райком комсомола отправил ее на фронт, напоминала о значке «Ворошиловский стрелок», сданных нормах ГТО и других достижениях. Во время ее дежурства кто-то попросил ее станцевать, солдаты образовали круг, и Ольга вновь стала выступать как балерина. Лепешинская участвовала в работе концертных бригад, выступала в госпиталях перед ранеными солдатами в Куйбышеве (в период эвакуации Большого театра), она также прилетала, чтобы выступать в московских спектаклях.
В Куйбышеве, в эвакуированном Большом театре, состоялась премьера балета на сюжет Грина «Алые паруса», и Лепешинская исполняла партию Ассоль. С 1942 года Лепешинская танцевала на фронтах, и День Победы встретила в Варшаве.
Сразу после войны, 10 мая 1945 года, она получила телеграмму о том, что Ростислав Захаров начинает работу над постановкой балета «Золушка», который был впервые представлен в ноябре 1945 года. Балет на музыку Прокофьева стал первой балетной премьерой Большого театра после Великой Отечественной войны.
Среди послевоенных ролей - партия Лизы в балете на сюжет Пушкина «Барышня-крестьянка», Мирандолина в балете на музыку Василенко и Тао Хоа в «Красном цветке» на музыку Глиэра.
Огромное наследство Ольги Лепешинской - это ее награды. Она четырежды удостаивалась Сталинской премии. Также имела еще более 20 различных наград. Они все не помещались на лацкан пиджака. По воспоминаниям балерины, она всегда надевала свои четыре лауреатские награды.
Начиная с 60- х годов ее творческие усилия сосредоточены на педагогике. Как и прежде, она всей душой уходила в работу, понимая, что главное – быть нужной людям. Сначала она дает несколько уроков для учениц академии «Санта Чечилия» в Риме, потом участвует в создании и осуществляет художественное руководство балетной труппой, немецкой «Комише опер» в течение 10 лет. Впоследствии Ольга Васильевна работает как педагог в Дрездене, Штутгарте, Мюнхене, Будапеште, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио и многих других городах.
Кружилась, словно бабочка,
На сцене много лет.
В пуантах — лёгких тапочках —
Вращала пируэт.
Под жаркими софитами
Крутила фуэте,
С друзьями именитыми
Блистала в па-де-де.
Красой души и нежностью
Пленяла всех сердца,
Своей воздушной свежестью
И таинством творца.
(Софья Каменских)
#онлайнкультура_Армавир #библиотеки_Армавира #библиотека_имКрупской #Ольга_Лепешинская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев